Итоги 2016

Dec 29, 2016 23:00

Традиционные итоги года, версия 2016. ЧАСТЬ1: МУЗЫКА

Альбом года. Suede - Night Thoughts



Suede - совершенно потрясающий, из ряда вон выходящий пример группы, которая, воссоединившись после развала, разброда и шатаний, фактически начала карьеру заново, выпустив один за другим два альбома, которые ничуть не уступают их классическим пластинкам, уже давно вошедшим в историю и признанным шедеврами современной поп-музыки. И это при том, что музыкантам уже под 50. Это единственная команда эпохи брит-попа, сохраняющая превосходную форму, просто брызжущая творческой энергией и способная с легкостью заткнуть за пояс любых молодых инди-охломонов. Ничуть не удивительно, что NME назвал Suede лучшей концертной группой года, - Бретт Андерсон, чей голос великолепно звучит в записи, бесподобно поет и живьем, выкладываясь на выступлениях на 200% и всем своим существом показывая, что значит быть профессиональным и одновременно искренним артистом и фронтменом. “Ночные мысли” - это настоящий рок-н-ролл, только без наркоты, бухла и прочего деструктива. В 2016 Suede демонстрируют то, как после 20 с лишним лет в шоу-бизнесе можно с успехом оставаться самими собой и по-прежнему писать музыку, которая звучит невероятно свежо и актуально, в которой есть замечательные мелодии, шикарные аранжировки, есть нерв и пронзительность, драйв, огромная внутренняя сила и отличные тексты. Последние, правда, грешат некоторой клишированностью и самоповторами, но это совершенно теряется на фоне ошеломительной подачи и общей красоты альбома.

Suede - это безупречный образец рок-группы на пике своей зрелости, группы, чей жизненный опыт воплощается в блистательных песнях, группы, которая с возрастом не стала скучной, а отбросив ненужную мишуру, довела до совершенства свои лучшие качества. Очень редкий и нужный пример для подражания, идеал, на который стоит ориентироваться не только музыкантам. Браво.

image Click to view



image Click to view



Песня года
Одним из главных событий в мире музыки стал в этом году выход нового альбома Radiohead, который по содержанию оказался сборником не изданных ранее треков, а по звучанию - сплавом двух предыдущих пластинок группы. Среди всех песен (из которых половина откровенно гениальны, половина нудны) явно выделяется “The Present Tense” - очень красивыми гармониями, фирменным покачивающимся ритмом, корни которого где-то в Карибских краях, и душераздирающим текстом. Несмотря на то что песня уже была написана в 2009 году (Том не поменял ни строчки), она звучит особенно пронзительно сейчас, когда вначале певец разошелся со своей женой, с которой был вместе 23 года, а спустя несколько месяцев она умерла от рака. Все знают, как танцует Том Йорк. И вот, он поет буквально о том, что «этот танец - средство самозащиты, самозащиты от настоящего. От настоящего времени. Когда мой мир рушится, я буду танцевать, танцевать как больной, слеп и глух ко всему. Я не стану оборачиваться, иначе все станет очевидно. Я не могу останавливаться сейчас, иначе окажется, что вся эта любовь была напрасна. Это для того, чтобы остановить падение в шахту. Это только мое дело и больше ничье - что эта любовь оказалась впустую».

image Click to view



The Last Shadow Puppets спустя 8 лет после своего дебютника выпустили новый альбом. Звучание почти не изменилось, а вот разница во внешнем облике музыкантов по сравнению с имиджем восьмилетней давности просто убийственна. Инди-мальчики с битловскими прическами превратились в клоунов, которые косят под итальянских мафиози или американских сутенеров 70-х годов. Такое поведение сильно оттолкнуло меня от авторов саундтрека к моей романтичной юности, и тем не менее я все-таки признал, что новая пластинка хороша. А открывающий ее трек Майлза Кейна “Aviation” по праву может считаться одной из лучших песен этого года. Много страсти, много струнных, много таланта - даже несмотря на треники с мокасинами.

image Click to view



Моя любимая группа Travis тоже выпустила в этом году новый альбом, который звучит как-то ни шатко ни валко, но и на нем есть пара настоящих жемчужин. Одна из них называется “Idlewild”, и в ней тоже рассказывается трагическая история. На песню сняли малобюджетный (что очень заметно), но все же неплохой клип, в котором близость к тексту компенсирует бедненькую режиссуру.

image Click to view



Концерт года. Florence + The Machine - Opener Festival, Гдыня

image You can watch this video on www.livejournal.com



Про этот удивительный концерт я уже писал:

…Вышедшая на главную сцену в 22 часа Флоренс Уэлч в полной мере продемонстрировала, как на самом деле должна звучать живая музыка и выглядеть живое шоу. Струнная и духовая секции, несколько бэк-вокалисток, арфа (!), стандартная рок-группа и, конечно, сама бесподобная Флоренс, чей голос способен заглушить любой дождь и ураган - это было просто непередаваемо сильно, красиво и эмоционально. Мощь и надрыв удивительно сочетаются в этой необыкновенной женщине, которая кружится и танцует, как Динь-Динь из "Питера Пэна", но при этом может вложить в свои песни такую боль, что от нее не сразу оправишься. Флоренс - это Фредди Меркьюри в юбке. Когда она поет о любви, хочется радоваться и любить вместе с ней, когда она танцует, хочется вместе с ней танцевать. А потом она исполняет "Various Storms And Saints", предупредив, что это грустная песня, и ты с трудом сдерживаешь слезы, настолько правдиво и ошеломительно это звучит. Возможно, следует отметить, что эти слова пишет человек, который до этого концерта едва ли был знаком с творчеством Florence + The Machine. Теперь это вряд ли когда-нибудь забудется.

Надо сказать, что публика встретила Флоренс с большой любовью и теплотой, устроив флеш-моб с лампочками в воздушных шариках и венками из цветов, которые люди надевали на голову Флоренс, когда она вышла в первые ряды. Певица была настолько тронута, что исполнила на бис на одну песню больше, специально для польских фанатов сыграв "Third Eye".

image You can watch this video on www.livejournal.com



Второе место: Placebo - Torwar, Варшава.

Великолепный ретроспективный концерт, посвященный 20-летию группы. Замечательная возможность запрыгнуть в уходящий поезд и увидеть наконец Брайана Молко в его 43 года, уже более сдержанного в выборе макияжа, но такого же нервного, немножечко слишком актерствующего и все такого же безбашенного (якобы сломал палец на ноге во время концерта, не всегда понимал, что происходит, - явно что-то употребляет). Очень трогательная любящая публика. Музыка, по-прежнему растравляющая душу и играющая на самых депрессивных чувствах (на “Song To Say Goodbye” оказалось почти невозможно сдержать слезы). Теперь Молко снится мне по ночам.



Третье место: Псой Короленко - к/т “Заря”, Калининград.

Это выступление Псоя было не таким забористым, как позапрошлогодний концерт в баре “Калифорния” - все же в 2014-м он играл в реальном кабаке со всем вытекающим антуражем: жрущая и пьющая публика, полупьяные мужики, выкрикивающие что-то из зала - был особый колорит в исполнении этих ни на что не похожих песен в такой обстановке. А на этот раз все походило на творческую встречу артиста с преданными слушателями, при чем и тот, и другие немного терялись в заполненном примерно на треть зале легендарного, но умирающего кинотеатра. Но все же это был самый теплый концерт в году, и я с радостью и умилением неоднократно переслушивал потом его запись. Здорово, что Псой сочиняет новые песни, которые не уступают своей оригинальностью, злободневностью и остроумием старым, привычным.



Открытие года
1. Nothing But Thieves - писал про них здесь:

Основная часть программы [фестиваля Opener] началась для нас на тент-сцене с концерта британской группы Nothing But Thieves, которому суждено было стать одним из самых запоминающихся за эти четыре дня. Нам очень быстро стало ясно, почему Muse взяли этих парней к себе на разогрев: потому что их вокалист - это второй Беллами! Этот Конор Мейсон голосит, как раненая гарпия, завывает, как целая стая потревоженных духов и очень явственно вызывает в мозгу образ своего тощего земляка с волосами-иголками образца 1999 года. Nothing But Thieves звучат в лучших традициях ранних Muse, еще более ранних Ours, полузабытых JJ72 - всей этой с трудом поддающейся идентификации плеяды групп середины-конца 90-х, которые играли мрачный, нервный, напряженный альтернативный рок, лучшим фоном для которого послужили бы… грозовые тучи, носившиеся над полем аэродрома Косаково, где проходил фестиваль Opener:) С концерта Nothing But Thieves очень не хотелось уходить, и лучше бы мы этого не делали, ибо желание увидеть и услышать побольше вышло нам боком. Запомните одно из главных неколебимых правил любого фестиваля: если концерт тебе нравится, не уходи с него, кто бы ни играл на соседней сцене.

image Click to view



2. Blossoms
Не сказать, что прям открытие - их альбом я так и не послушал (кстати, как и альбом Nothing But Thieves). И меня не впечатлил с первого прослушивания их сингл “At Most A Kiss”, но потом я услышал песню “Blown Rose”, и она произвела просто чудесный эффект: я мгновенно перенесся на 10 лет назад, почувствовал запахи своей молодости - ароматы весны на старых немецких улочках, утопающих в сирени, - меня накрыла волна этой непередаваемой поэзии безделья и мечтательности, смутных надежд на что-то несбыточное и прекрасное. Словом, все, что я люблю в английской музыке, в таком концентрированном и очаровательном виде содержится в этой песне, что я не задумаясь поехал бы на концерт этих волосатых пижонов куда угодно. И впервые я испытываю это странное, но неизбежное чувство - когда я слушаю группу, участники которой заметно младше меня. Этот момент настал. То ли еще будет.

image Click to view



3. The Growlers
Этих ребят мне преподнесли как современных The Doors, и это очень справедливое сравнение. Они очень расслабленные, очень поэтичные, живут в Калифорнии, называют свою музыку “пляжной готикой”, выглядят так, словно только что вылезли из помойки, а их вокалист поет голосом Боярского. Он как хитрожопый наглый кот: ты понимаешь, что он что-то натворил, но не можешь сердиться, потому что давишься от смеха. You can’t be hard on the lovers, be too quick to judge. Их пластинку нужно обязательно иметь в коллекции, и на их концерте обязательно нужно побывать.

image Click to view



image Click to view



Меломанское безумие-2016
Весной я совершил поистине безумную сделку века - за внушительную, хоть и не круглую сумму купил у мужика из Москвы существенную часть дискографии The Durutti Column: 8 пластинок и 3 CD (часть из них - настоящие раритеты). Друзья мысленно крутили пальцем у виска. Сказать в свое оправдание ничего не могу, о содеянном не жалею.

Потери года
Уже нет никаких сомнений, что 2016-й войдет в историю как один из самых "урожайных" годов, забравших у нас особенно много талантливых, культовых и просто дорогих сердцу артистов. Сейчас кажется особенно символичным, что он начался со смерти Дэвида Боуи. Я никогда не слушал его и не разбираюсь в его творчестве, но даже для меня это стало шоком. Я вполне солидарен со словами Уэйна Койна из The Flaming Lips, которые он сказал еще в 2012-м:

"Несколько лет назад мы выступали в Нью-Йорке, в Карнеги-холле, с Филипом Глассом, и хотели пригласить кучу народа. Дэвид Боуи живет на Манхэттене, так что мы подумали: за спрос-то не бьют. Даже получить отказ от Боуи было бы круто! Парень, с которым мы связались, сказал, что Дэвид неважно себя чувствует. И я подумал тогда: черт, ведь однажды Дэвид Боуи заболеет и умрет. У меня мозг вскипел от этого. Так что "Is David Bowie Dying?" - это не какая-то колкость. Это самая печальная песня из всех, что мы когда-либо записали, это полная безнадежность. Я не могу себе представить музыкальный мир ни в каком его виде без присутствия в нем Дэвида Боуи".


Download Is David Bowie Dying for free from pleer.com

Есть громкие имена, новость об уходе которых на короткое время потрясает, но потом ты думаешь что-то вроде “время не остановить” и все такое. Но смерть Боуи стала настоящим потрясением, от которого многие, мне кажется, до сих пор не оправились. Несмотря на то что у меня никогда не доходили руки до его альбомов, он казался вездесущим - наверное, все музыканты, которых я слушаю, если не открыто им восхищались, то так или иначе испытывали на себе его влияние. И теперь в мире музыки вместо Боуи зияет почти что осязаемая пустота. Даже я ее чувствую.

Потом был Принс, Леонард Коэн ушел по схеме Боуи - едва выпустив свой последний альбом, совершенно неправдоподобным образом в Рождество умер Джордж Майкл. Искренне жаль бедолагу Тома Йорка и его детей, лишившихся мамы.

Среди этих горьких потерь нас постигла и гораздо более близкая личная утрата. В сентябре не попрощавшись, абсолютно неожиданно (хотя по-другому и не бывает) нас покинул Паша Рязанов, калининградский музыкант, известный в международном электронном подполье под псевдонимом Paul von Aphid. В последние годы его имя ассоциируется в основном с проектом Zex Model, стилистику которого Паша описывал как dead body music. Его деятельность, соответственно, прекратилась буквально за неделю до не состоявшегося первого калининградского концерта.

В отличие от всех умерших звезд, Паша был не просто каким-то абстрактным музыкантом, а человеком, с которым я был знаком и общался. Поэтому то, что случилось, ранило особенно больно, хотя мы были не друзьями, а просто знакомыми. Парадоксальным образом увлечение “индустриальным” искусством и образом жизни не накладывало отпечатка отмороженности на его поведение по отношению к другим людям. Мне приятно вспоминать, как Паша, будучи редактором, положительно отзывался о моих статьях - это был очень редкий пример объективности и отсутствия какой бы то ни было заносчивости со стороны человека, которому, скажем так, было позволено о чем-то судить. Меня печалит лишь то, что все, кто говорил о Паше какие-то прощальные слова, касались в основном его творческой активности и плодовитости, и почти никто ничего не сказал о нем как о человеке. А ведь люди умирают не от количества выпущенных альбомов...

Страшно и бесконечно грустно думать о том, какое отчаяние должно было быть в душе этого человека. Вспоминая Пашу, я до сих пор безотчетно задаю себе мысленно вопрос, на который никто не ответит: “Что же ты наделал?..”

Художественная самодеятельность
Radio Einfall отметило в этом году пятилетие и одновременно с этим закончило свою деятельность как “контакт-радио”, то есть встречи в арт-кафе “Квартира” в формате музыкальных вечеров. Меняются люди, меняются места и времена. Мы никогда не говорим “никогда”, будем плыть по течению и посмотрим, к какому берегу нас прибьет.

Спасибо всем, кто с нами был. Здесь немного музыки на прощание

Продолжение следует

bye-bye (2016)

Previous post Next post
Up