Традиционные итоги года, версия 2016.
ЧАСТЬ1: МУЗЫКА
Альбом года.
Suede - Night Thoughts Suede - совершенно потрясающий, из ряда вон выходящий пример группы, которая, воссоединившись после развала, разброда и шатаний, фактически начала карьеру заново, выпустив один за другим два альбома, которые ничуть не уступают их классическим пластинкам, уже давно вошедшим в историю и признанным шедеврами современной поп-музыки. И это при том, что музыкантам уже под 50. Это единственная команда эпохи брит-попа, сохраняющая превосходную форму, просто брызжущая творческой энергией и способная с легкостью заткнуть за пояс любых молодых инди-охломонов. Ничуть не удивительно, что NME назвал Suede лучшей концертной группой года, - Бретт Андерсон, чей голос великолепно звучит в записи, бесподобно поет и живьем, выкладываясь на выступлениях на 200% и всем своим существом показывая, что значит быть профессиональным и одновременно искренним артистом и фронтменом. “Ночные мысли” - это настоящий рок-н-ролл, только без наркоты, бухла и прочего деструктива. В 2016 Suede демонстрируют то, как после 20 с лишним лет в шоу-бизнесе можно с успехом оставаться самими собой и по-прежнему писать музыку, которая звучит невероятно свежо и актуально, в которой есть замечательные мелодии, шикарные аранжировки, есть нерв и пронзительность, драйв, огромная внутренняя сила и отличные тексты. Последние, правда, грешат некоторой клишированностью и самоповторами, но это совершенно теряется на фоне ошеломительной подачи и общей красоты альбома.
Suede - это безупречный образец рок-группы на пике своей зрелости, группы, чей жизненный опыт воплощается в блистательных песнях, группы, которая с возрастом не стала скучной, а отбросив ненужную мишуру, довела до совершенства свои лучшие качества. Очень редкий и нужный пример для подражания, идеал, на который стоит ориентироваться не только музыкантам. Браво.
Click to view
Click to view
Песня года
Одним из главных событий в мире музыки стал в этом году выход нового альбома Radiohead, который по содержанию оказался сборником не изданных ранее треков, а по звучанию - сплавом двух предыдущих пластинок группы. Среди всех песен (из которых половина откровенно гениальны, половина нудны) явно выделяется “The Present Tense” - очень красивыми гармониями, фирменным покачивающимся ритмом, корни которого где-то в Карибских краях, и душераздирающим текстом. Несмотря на то что песня уже была написана в 2009 году (Том не поменял ни строчки), она звучит особенно пронзительно сейчас, когда вначале певец разошелся со своей женой, с которой был вместе 23 года, а спустя несколько месяцев она умерла от рака. Все знают, как танцует Том Йорк. И вот, он поет буквально о том, что «этот танец - средство самозащиты, самозащиты от настоящего. От настоящего времени. Когда мой мир рушится, я буду танцевать, танцевать как больной, слеп и глух ко всему. Я не стану оборачиваться, иначе все станет очевидно. Я не могу останавливаться сейчас, иначе окажется, что вся эта любовь была напрасна. Это для того, чтобы остановить падение в шахту. Это только мое дело и больше ничье - что эта любовь оказалась впустую».
Click to view
The Last Shadow Puppets спустя 8 лет после своего дебютника выпустили новый альбом. Звучание почти не изменилось, а вот разница во внешнем облике музыкантов по сравнению с имиджем восьмилетней давности просто убийственна. Инди-мальчики с битловскими прическами превратились в клоунов, которые косят под итальянских мафиози или американских сутенеров 70-х годов. Такое поведение сильно оттолкнуло меня от авторов саундтрека к моей романтичной юности, и тем не менее я все-таки признал, что новая пластинка хороша. А открывающий ее трек Майлза Кейна “Aviation” по праву может считаться одной из лучших песен этого года. Много страсти, много струнных, много таланта - даже несмотря на треники с мокасинами.
Click to view
Моя любимая группа Travis тоже выпустила в этом году
новый альбом, который звучит как-то ни шатко ни валко, но и на нем есть пара настоящих жемчужин. Одна из них называется “Idlewild”, и в ней тоже рассказывается трагическая история. На песню сняли малобюджетный (что очень заметно), но все же неплохой клип, в котором близость к тексту компенсирует бедненькую режиссуру.
Click to view
Концерт года. Florence + The Machine - Opener Festival, Гдыня
You can watch this video on www.livejournal.com
Про этот удивительный концерт я
уже писал:
…Вышедшая на главную сцену в 22 часа Флоренс Уэлч в полной мере продемонстрировала, как на самом деле должна звучать живая музыка и выглядеть живое шоу. Струнная и духовая секции, несколько бэк-вокалисток, арфа (!), стандартная рок-группа и, конечно, сама бесподобная Флоренс, чей голос способен заглушить любой дождь и ураган - это было просто непередаваемо сильно, красиво и эмоционально. Мощь и надрыв удивительно сочетаются в этой необыкновенной женщине, которая кружится и танцует, как Динь-Динь из "Питера Пэна", но при этом может вложить в свои песни такую боль, что от нее не сразу оправишься. Флоренс - это Фредди Меркьюри в юбке. Когда она поет о любви, хочется радоваться и любить вместе с ней, когда она танцует, хочется вместе с ней танцевать. А потом она исполняет "Various Storms And Saints", предупредив, что это грустная песня, и ты с трудом сдерживаешь слезы, настолько правдиво и ошеломительно это звучит. Возможно, следует отметить, что эти слова пишет человек, который до этого концерта едва ли был знаком с творчеством Florence + The Machine. Теперь это вряд ли когда-нибудь забудется.
Надо сказать, что публика встретила Флоренс с большой любовью и теплотой, устроив флеш-моб с лампочками в воздушных шариках и венками из цветов, которые люди надевали на голову Флоренс, когда она вышла в первые ряды. Певица была настолько тронута, что исполнила на бис на одну песню больше, специально для польских фанатов сыграв "Third Eye".
You can watch this video on www.livejournal.com
Второе место: Placebo - Torwar, Варшава.
Великолепный ретроспективный концерт, посвященный 20-летию группы. Замечательная возможность запрыгнуть в уходящий поезд и увидеть наконец Брайана Молко в его 43 года, уже более сдержанного в выборе макияжа, но такого же нервного, немножечко слишком актерствующего и все такого же безбашенного (якобы сломал палец на ноге во время концерта, не всегда понимал, что происходит, - явно что-то употребляет). Очень трогательная любящая публика. Музыка, по-прежнему растравляющая душу и играющая на самых депрессивных чувствах (на “Song To Say Goodbye” оказалось почти невозможно сдержать слезы). Теперь Молко снится мне по ночам.
Третье место:
Псой Короленко - к/т “Заря”, Калининград.
Это выступление Псоя было не таким забористым, как позапрошлогодний концерт в баре “Калифорния” - все же в 2014-м он играл в реальном кабаке со всем вытекающим антуражем: жрущая и пьющая публика, полупьяные мужики, выкрикивающие что-то из зала - был особый колорит в исполнении этих ни на что не похожих песен в такой обстановке. А на этот раз все походило на творческую встречу артиста с преданными слушателями, при чем и тот, и другие немного терялись в заполненном примерно на треть зале легендарного, но умирающего кинотеатра. Но все же это был самый теплый концерт в году, и я с радостью и умилением неоднократно переслушивал потом его запись. Здорово, что Псой сочиняет новые песни, которые не уступают своей оригинальностью, злободневностью и остроумием старым, привычным.
Открытие года
1. Nothing But Thieves -
писал про них здесь:
Основная часть программы [фестиваля Opener] началась для нас на тент-сцене с концерта британской группы Nothing But Thieves, которому суждено было стать одним из самых запоминающихся за эти четыре дня. Нам очень быстро стало ясно, почему Muse взяли этих парней к себе на разогрев: потому что их вокалист - это второй Беллами! Этот Конор Мейсон голосит, как раненая гарпия, завывает, как целая стая потревоженных духов и очень явственно вызывает в мозгу образ своего тощего земляка с волосами-иголками образца 1999 года. Nothing But Thieves звучат в лучших традициях ранних Muse, еще более ранних Ours, полузабытых JJ72 - всей этой с трудом поддающейся идентификации плеяды групп середины-конца 90-х, которые играли мрачный, нервный, напряженный альтернативный рок, лучшим фоном для которого послужили бы… грозовые тучи, носившиеся над полем аэродрома Косаково, где проходил фестиваль Opener:) С концерта Nothing But Thieves очень не хотелось уходить, и лучше бы мы этого не делали, ибо желание увидеть и услышать побольше вышло нам боком. Запомните одно из главных неколебимых правил любого фестиваля: если концерт тебе нравится, не уходи с него, кто бы ни играл на соседней сцене.
Click to view
2. Blossoms
Не сказать, что прям открытие - их альбом я так и не послушал (кстати, как и альбом Nothing But Thieves). И меня не впечатлил с первого прослушивания их сингл “At Most A Kiss”, но потом я услышал песню “Blown Rose”, и она произвела просто чудесный эффект: я мгновенно перенесся на 10 лет назад, почувствовал запахи своей молодости - ароматы весны на старых немецких улочках, утопающих в сирени, - меня накрыла волна этой непередаваемой поэзии безделья и мечтательности, смутных надежд на что-то несбыточное и прекрасное. Словом, все, что я люблю в английской музыке, в таком концентрированном и очаровательном виде содержится в этой песне, что я не задумаясь поехал бы на концерт этих волосатых пижонов куда угодно. И впервые я испытываю это странное, но неизбежное чувство - когда я слушаю группу, участники которой заметно младше меня. Этот момент настал. То ли еще будет.
Click to view
3. The Growlers
Этих ребят мне преподнесли как современных The Doors, и это очень справедливое сравнение. Они очень расслабленные, очень поэтичные, живут в Калифорнии, называют свою музыку “пляжной готикой”, выглядят так, словно только что вылезли из помойки, а их вокалист поет голосом Боярского. Он как хитрожопый наглый кот: ты понимаешь, что он что-то натворил, но не можешь сердиться, потому что давишься от смеха. You can’t be hard on the lovers, be too quick to judge. Их пластинку нужно обязательно иметь в коллекции, и на их концерте обязательно нужно побывать.
Click to view
Click to view
Меломанское безумие-2016
Весной я совершил поистине безумную сделку века - за внушительную, хоть и не круглую сумму купил у мужика из Москвы существенную часть дискографии The Durutti Column: 8 пластинок и 3 CD (часть из них - настоящие раритеты). Друзья мысленно крутили пальцем у виска. Сказать в свое оправдание ничего не могу, о содеянном не жалею.
Потери года
Уже нет никаких сомнений, что 2016-й войдет в историю как один из самых "урожайных" годов, забравших у нас особенно много талантливых, культовых и просто дорогих сердцу артистов. Сейчас кажется особенно символичным, что он начался со смерти Дэвида Боуи. Я никогда не слушал его и не разбираюсь в его творчестве, но даже для меня это стало шоком. Я вполне солидарен со словами Уэйна Койна из The Flaming Lips, которые он сказал еще в 2012-м:
"Несколько лет назад мы выступали в Нью-Йорке, в Карнеги-холле, с Филипом Глассом, и хотели пригласить кучу народа. Дэвид Боуи живет на Манхэттене, так что мы подумали: за спрос-то не бьют. Даже получить отказ от Боуи было бы круто! Парень, с которым мы связались, сказал, что Дэвид неважно себя чувствует. И я подумал тогда: черт, ведь однажды Дэвид Боуи заболеет и умрет. У меня мозг вскипел от этого. Так что "Is David Bowie Dying?" - это не какая-то колкость. Это самая печальная песня из всех, что мы когда-либо записали, это полная безнадежность. Я не могу себе представить музыкальный мир ни в каком его виде без присутствия в нем Дэвида Боуи".
Download Is David Bowie Dying for free from pleer.com
Есть громкие имена, новость об уходе которых на короткое время потрясает, но потом ты думаешь что-то вроде “время не остановить” и все такое. Но смерть Боуи стала настоящим потрясением, от которого многие, мне кажется, до сих пор не оправились. Несмотря на то что у меня никогда не доходили руки до его альбомов, он казался вездесущим - наверное, все музыканты, которых я слушаю, если не открыто им восхищались, то так или иначе испытывали на себе его влияние. И теперь в мире музыки вместо Боуи зияет почти что осязаемая пустота. Даже я ее чувствую.
Потом был Принс, Леонард Коэн ушел по схеме Боуи - едва выпустив свой последний альбом, совершенно неправдоподобным образом в Рождество умер Джордж Майкл. Искренне жаль бедолагу Тома Йорка и его детей, лишившихся мамы.
Среди этих горьких потерь нас постигла и гораздо более близкая личная утрата. В сентябре не попрощавшись, абсолютно неожиданно (хотя по-другому и не бывает) нас покинул Паша Рязанов, калининградский музыкант, известный в международном электронном подполье под псевдонимом Paul von Aphid. В последние годы его имя ассоциируется в основном с проектом
Zex Model, стилистику которого Паша описывал как dead body music. Его деятельность, соответственно, прекратилась буквально за неделю до не состоявшегося первого калининградского концерта.
В отличие от всех умерших звезд, Паша был не просто каким-то абстрактным музыкантом, а человеком, с которым я был знаком и общался. Поэтому то, что случилось, ранило особенно больно, хотя мы были не друзьями, а просто знакомыми. Парадоксальным образом увлечение “индустриальным” искусством и образом жизни не накладывало отпечатка отмороженности на его поведение по отношению к другим людям. Мне приятно вспоминать, как Паша, будучи редактором, положительно отзывался о моих статьях - это был очень редкий пример объективности и отсутствия какой бы то ни было заносчивости со стороны человека, которому, скажем так, было позволено о чем-то судить. Меня печалит лишь то, что все, кто говорил о Паше какие-то прощальные слова, касались в основном его творческой активности и плодовитости, и почти никто ничего не сказал о нем как о человеке. А ведь люди умирают не от количества выпущенных альбомов...
Страшно и бесконечно грустно думать о том, какое отчаяние должно было быть в душе этого человека. Вспоминая Пашу, я до сих пор безотчетно задаю себе мысленно вопрос, на который никто не ответит: “Что же ты наделал?..”
Художественная самодеятельность
Radio Einfall отметило в этом году пятилетие и одновременно с этим закончило свою деятельность как “контакт-радио”, то есть встречи в арт-кафе “Квартира” в формате музыкальных вечеров. Меняются люди, меняются места и времена. Мы никогда не говорим “никогда”, будем плыть по течению и посмотрим, к какому берегу нас прибьет.
Спасибо всем, кто с нами был.
Здесь немного музыки на прощание Продолжение следует