zloigoblin продолжает отвечать на вопросы наших уважаемых оппонентов.
---Конные кочевники не могли брать штурмом города, потому что они....конные кочевники.---
Мы покажем на конкретном примере, как именно и в какие сроки войско Батыя захватывало русские города.
А покажем на примере крупнейшего города северо-восточной Руси, Владимира.
Итак, что об этом нам сообщает Тверская летопись.
--- Беззаконные же татары пришли к Владимиру месяца февраля в третий день, на память святого Симеона-богоприимца, во вторник мясопустной недели. Привели они с собой Владимира Юрьевича к Золотым воротам, спрашивая: «Узнаете ли княжича вашего?» Братья его, воевода Ослядюкович и все люди проливали обильные слезы, видя горькие мучения князя. Татары же отошли от городских ворот, объехали город, а затем разбили лагерь на видимом расстоянии перед Золотыми воротами. Всеволод и Мстислав Юрьевичи хотели выйти из города против татар, но Петр-воевода запретил им сражаться, сказав: «Нет мужества, и разума, и силы против Божьего наказания за наши грехи».
А татары пошли, и взяли Суздаль, и вернулись к Владимиру в пятницу перед мясопустом. Утром же в субботу мясопустную, седьмого февраля, на память святого отца Парфения, начали татары готовить войско и ночью окружили тыном весь город. Утром увидели князья Всеволод и Мстислав и епископ Митрофан, что город будет взят, и, не надеясь ни на чью помощь, вошли они все в церковь святой Богородицы и начали каяться в своих грехах. А тех из них, кто хотел принять схиму, епископ Митрофан постриг всех: князей, и княгиню Юрия, и дочь его, и сноху, и благочестивых мужчин и женщин. А татары начали готовить пороки, и подступили к городу, и проломили городскую стену, заполнили ров свежим хворостом, и так по примету вошли в город; так от Лыбеди вошли они в Иринины ворота, а от Клязьмы в Медные и Волжские ворота, и так взяли город и подожгли его. Увидели князья, и епископ, и княгини, что зажжен город и люди умирают в огне, а других рубят мечами, и бежали князья в Средний город. А епископ, и княгиня со снохами, и с дочерью, княжной Феодорой, и с внучатами, другие княгини, и боярыни, и многие люди вбежали в церковь святой Богородицы и заперлись на хорах. А татары взяли и Средний город, и выбили двери церкви, и собрали много дров, обложили церковь дровами и подожгли. И все бывшие там задохнулись, и так предали души свои в руки Господа; а других князей и людей татары зарубили.---
Несколько подробнее пишется об этих событиях в Лаврентьевской летописи.
---В ту же зиму пришли татары к Владимиру, месяца февраля в третий день, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович. Увидев, что владимирцы не открывают ворот, подъехали татары к Золотым воротам, ведя с собой Владимира Юрьевича, брата Всеволода и Мстислава. И начали спрашивать татары, есть ли в городе великий князь Юрий. Владимирцы пустили в татар по стреле, и татары также пустили по стреле на Золотые ворота, и затем сказали татары владимирцам: «Не стреляйте!» Те перестали. И подъехали татары близко к воротам, и начали спрашивать: «Узнаете ли княжича вашего Владимира?» И был Владимир печален лицом. Всеволод же и Мстислав стояли на Золотых воротах и узнали брата своего Владимира. О горестное и достойное слез зрелище! Всеволод и Мстислав с дружиной своей и все горожане плакали, глядя на Владимира.
А татары отошли от Золотых ворот, и объехали весь город, и расположились лагерем на видимом расстоянии перед Золотыми воротами - бесчисленное множество воинов вокруг всего города. Всеволод же и Мстислав пожалели брата своего Владимира и сказали дружине своей и Петру-воеводе: «Братья, лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую»; но не разрешил им этого Петр Ослядюкович. И сказали оба князя: «Это все навел на нас Бог за грехи наши», ведь говорит пророк: «Нет у человека мудрости, и нет мужества, и нет разума, чтобы противиться Господу. Как угодно Господу, так и будет. Да будет имя Господа благословенно в веках». Свершилось великое зло в Суздальской земле, и не было такого зла от крещения, какое сейчас произошло; но оставим это.
Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов, и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов, и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей - всех увели в станы свои, а сами пошли к Владимиру. В субботу мясопустную начали татары готовить леса, и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье мясопустное после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день, на память святого мученика Федора Стратилата.
И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привел на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог - нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Поэтому и в праздники Бог насылает на нас печаль, как говорит пророк: «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание». Взяли татары город до обеда от Золотых ворот; у церкви святого Спаса они перешли по примету через стену, а с севера от Лыбеди подошли к Ирининым воротам и к Медным, а от Клязьмы подступили к Волжским воротам и так вскоре взяли Новый город. Всеволод и Мстислав и все люди бежали в Печерний город.А епископ Митрофан, и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви святой Богородицы. И были они здесь без милости сожжены. И помолился боголюбивый епископ Митрофан, говоря так: «Господи Боже сил, податель света, сидящий на херувимах, и научивший Иосифа, и укрепивший своего пророка Давида на Голиафа, и воскресивший на четвертый день из мертвых Лазаря, протяни руку свою невидимо и прими с миром души рабов твоих»; и так он скончался. Татары же силой выбили двери церковные и увидели: некоторые в огне скончались, других они оружием добили.---
Обратим внимание на хронологию. Во вторник, третьего февраля орда подступает к Владимиру. Окружает его и бездействует до субботы. Между тем, отдельный их отряд направляется к Суздалю (32-35 км от Владимира), захватывает его и возвращается обратно в пятницу. Но, учитывая, что подготовку к штурму они начали только на следующий день, а «пороки» устанавливали до вечера, вполне можно допустить, что эти «пороки» прибыли только во второй половине субботы.
Как вы уже наверно догадались, я опять намекаю на скорость движения орды и на ее численность.
После битвы при Коломне, во Владимире почти не осталось войск. Вероятно, весь гарнизон вместе с городовым полком и добровольцами не превышал и тысячи человек, а скорее всего был вдвое, а то и втрое меньше. А общий периметр городских стен Владимира достигал 7 км.
Схема стен Владимира здесь.
Кочевники атаковали стены одновременно со всех сторон, и в пяти местах прорвались в город. Любопытно, что только в одном месте они сумели перелезть через стены, при помощи «примета»(насыпи), во всех остальных случаях прорывались через ворота.
А теперь элементарная арифметика. К Владимиру орда подошла в полном составе. Более того, они не начинали штурм, пока не вернутся отряды посланные к Суздалю. Допустим, непосредственно в штурме принимала участие лишь треть воинов. Это составит от 6 до 7 тысяч бойцов.
Итого по тысяче бойцов на каждую штурмовую колонну, и остается еще около 1-2 тысяч, для отвлечения внимания возле других участков стен и в виде резерва.
В то же время гарнизону Владимира, надо было держать под наблюдением все 7 км стен. А на это уже требуется хотя бы 1-2 сотни воинов. И сколько там осталось для обороны главных пунктов? А если их еще и на пять разделить?
И мы ведь не знаем, вполне может быть, что в реальности ордынцы лезли на стены и в других местах, просто там удалось их отбить.
Но факт остается фактом. На штурм города у них ушло лишь полдня. Плюс максимум день на подготовку.
Судя по всему, именно столько, полтора-два дня, они в реальности и тратили на взятие каждого русского города.
Если конечно у них были с собой их «пороки», которыми они ломали ворота. Именно ворота, поскольку обратите внимание, про стены четко сказано, что через них ордынцы перелезли.
Сколько же было у них этих самых «пороков», которые, судя по всему, представляли собой один из вариантов «требуше»?
Видимо не очень много. Мое мнение, не более 20-30. Четырех-шести таких осадных орудий, при наличии опытных расчетов, вполне могло хватить, чтобы сломать деревянные ворота русского города за несколько часов.
Продолжение следует...