Апологетам поляны. ч.2.

Jan 11, 2015 01:39

Время идет, риторика противников возвдения пристройки приобретает иные черты. Теперь они показывают себя не как противников застройки, а как людей, желающих гимназии только лучшего. В ход идут разные новые аргументы: давайте встретимся еще раз и все обсудим, пристройка в предлагаемом виде чудовищна, она портит гимназию; почему бы не подумать и сделать ее иной, хорошей, и так, чтобы не на поляне. И вообще, как такое возможно, что пристройка на 200 учащихся больше помещения самой гимназии, в которой размещается почти 700 детей?
Действительно, а возможно ли это?
Радетели пустеющей поляны озвучивают ряд предложений: построить четвертый этаж, соорудить пристройку позади школы на автостоянке, соорудить пристройку в пролете между "крыльями самолетика", приводят пример пристройки в прогимназии. Порой вообще возникают вопросы: как так, раньше всем места хватало, а теперь нет?
Давайте по порядку.
Четвертый этаж невозможен как минимум по двум причинам: это нарушает современные требования пожарной безопасности и, кроме того, установлено, что время релаксации ребенка, вбежавшего на четвертый этаж с первого достигает 20 минут, т.е. половину урока... В пятиэтажных школах последние этажи теперь частично переданы в полное распоряжение Департамента образования: там работают чиновники, идут занятия КПК для учителей и проч.
Главная причина, по которой нельзя пристройку сделать на автостоянке, в пролете между крыльями или непосредственно в продолжении школьных стен - нарушение инсоляции. Близость дома с восточной стороны, имеющиеся корпуса-крылья не позволят обеспечить требуемый СанПинами уровень естественной освещенности в кабинетах (а в школе, а отличие от квартиры, должна быть обеспечена освещенность практически ясного дня).
Пример прогимназии не годится, т.к. у них пристроены актовый и спортивный залы, причем весьма компактно, без нарушения уровня естественной освещенности в учебных помещениях.
Чем же в прошлом было лучше? Как все умещались? Почему пристройка сопоставима по кубатуре с основным строением?
В ответе на это вопрос есть два ключевых момента. Во-первых, изменились требования к устройству школьных помещений, изменились требования, диктуемые новым образовательным стандартом, а во-вторых, требования, справедливые для общеобразовательной школы, где нет программ углубленного изучения предметов, в том числе требующих деление классов на подгруппы, для гимназий и лицеев не очень-то годятся.
Итак, типовой "самолетик" с кабинетами площадями по примерно 50 кв. м соответствовали еще советским нормативам, согласно которым в каждый такой кабинет надо "упаковать" 40 учащихся с 1 по 8(9) классы и 36 учащихся 9(10)-10(11) классов (для вечерников советский стандарт позволял 20 учащимся пользоваться классом).
Т.е. на одного "дневного" ученика минимум приходилось 1,25 кв м, максимум 1,39 кв м. Исключения составляли кабинеты физики, химии и биологии, где несколько увеличивалась площадь в связи с проведением лабораторных работ. Это данные за 1984 год.
Примерно в то же время ситуация ухудшилась из-за введения 11-летней программы: школам пришлось искать места для новых кабинетов. Это был первый этап повсеместного "захвата рекреаций".
В 1996 году ситуация изменилась: СанПины стали требовать по 2,5 кв м на обучающегося для всех кабинетов и 3,3 кв м для кабинетов, где проводятся лабораторные работы. Правда, детей в классах стало по 25. Но даже тут минимальная площадь кабинета составляет 62,5 кв м, максимальная 82,5 кв м. Первому требованию в гимназии удовлетворяет 3 кабинета (физики, химии и биологии), второму - не один.
В 2011 ситуация изменилась еще раз: обновленные СанПины стали требовать по 2,5 кв м и 3,5 кв м на обучающегося без учета площадей, занятых шкафами и приспособлениями для хранения учебных пособий. Т.е. при сложившейся геометрии "небольшие кабинеты" должны, в среднем, прибавить по 3 кв м, превратившись в 65,5 кв м, а большие дотянуть до 90, 5 кв м.
Именно под такие площади проектируют новые школьные строения.
Мало того, занимая помещение, рассчитанное на 20 классов (лимит объясним: 2 урока физкультуры в каждом классе, 1 спортивный зал, 6 дней по 7 уроков дают максимум 42 часа занятий в неделю физкультурой), гимназия размещает в нем 24 класса. При двух уроках физкультуры в неделю надо 48 часов, а при требуемых новым стандартом 3-х уроках...
Итого, дети отдыхают от занятий в тесных, не проветриваемых, темных коридорах, занятия идут в перегороженных рекреациях, где, в том числе не предусмотрены полноценная вентиляция и шумоизоляция, уроки физкультуры проходят одновременно в нескольких классах. Все это, попросту, представляет опасность для учащихся...
Собственно, людям, не знающим, эти числа помогут понять, что же хочет гимназия.

Школа

Previous post Next post
Up