Как поймать свет в горах

Jan 08, 2011 14:18



Ловля света в горах имеет свои особенности, связанные с тем, что время рассвета/заката вовсе не обязано совпадать со временем появления первых лучей солнца или их отражений, интересных для съёмки. Рассмотрим это на примере фотографии, по которой я как раз получил немало вопросов о том, как она была сделана.

Рассвет в Армении в это время года (декабрь) около 8 утра. Однако в горах, особенно в таких глубоких ущельях, как в Нораванке, солнце появляется куда позже. Тем не менее мы прибыли на место съёмки затемно по причине того, что местность была нам незнакома и её необходимо было изучить до начала съёмок. Как с точки зрения выбора ракурса, так и с точки зрения оценки особенностей освещения.

Сначала сделали несколько кадров монастыря в лунном свете. У меня не получилось ничего интересного из-за того, что первые ракурсы были неудачные, а пока я нашёл точки съёмки, луна ушла. В принципе с луной можно сделать интересные снимки, в следующий раз я уже знаю как в этом месте.

После того, как я облазил с камерой и штативом все окружающие монастырь горы, оценил откуда появится солнце и как оно будет освещать объект съёмки, остановил свой выбор точки съёмки на пригорке перед монастырём, установил штатив и камеру с телевиком.

И стал ждать. В процессе я делал промежуточные кадры, чтобы иметь возможность оценить как поменялось освещение за последние минуты. Всего в этой позе я сделал около 50 снимков в течение примерно 1 часа. Вот некоторые из них, наиболее ключевые в плане изменения освещения:

8:52


Начало ожидания. С момента рассвета прошло уже около 50 минут. Небо уже светлое и вокруг довольно светло, но ущелье пока ещё погружено в утренние сумерки.

9:34


В течение получаса принципиальных изменений не происходит. Через 32 минуты солнце наконец выглядывает из-за горы слева и освещает скалу справа от монастыря. Достаточно принципиальный момент изменения освещения - обратите внимание на появившиеся рефлексы в правой части зданий.

9:35


Далее события начинают развиваться стремительно. Наступает момент, который у фотографов называется «Свет пошёл!». Всего 1 минута и солнце уже освещает кресты на церквях.

9:36


Проходит ещё 1 минута (на самом деле меньше, около 50 секунд), и солнце уже коснулось края монастырской стены над пропастью.

9:38


Ещё один принципиальный момент изменения освещения происходит через 2 минуты. Так как солнце у нас уже на самом деле довольно высокое, оно далеко не такое мягкое, как на рассвете. Как только оно начинает освещать занимающие ощутимую площадь кадра башни монастырей, они начинают выбиваться по экспозиции. Приходится существенно уменьшить выдержку (с 1/80 до 1/320), чтобы недопустить пересвета. Вся картинка при этом становится заметно темнее, и особенно задний план - потонувшие во мраке склоны горы на противоволожной стороне ущелья.

9:40



Армения, Нораванк, 2010 | 1/640 sec, f/5.0, ISO 200, FL 95 mm | подробнее + посмотреть на карте |

Армения, Нораванк, 2010 | 1/640 sec, f/5.0, ISO 200, FL 95 mm | подробнее %2B посмотреть на карте | © pavel-kosenko">утащить к себе в ЖЖ
Именно этот кадр я взял в качестве результирующего. Обработки здесь нет, только Raw-конвертация в RPP с применением профиля K64 (Kodachrome 64) и дополнительным повышением контраста, чтобы почти полностью провалить задний план в черноту.

Возможно, кому-то может показаться, что задний план можно было оставить, согласен - такой кадр тоже имеет смысл на существование. Возможно, для каких-то определённых целей я выберу такой вариант. Однако в данном случае я провалил задний план осознанно, так как именно эта разница в освещённости является ключевой идеей фотографии.

Эта заметка не претендует на обучающий материал, более того, я не считаю, что приведённая фотографияя является какой-то особенной или показательной. Однако, судя по количеству вопросов относительно именно этой фотографии, полагаю, статья может оказаться полезной начинающим фотографам. Желаю удачи!

P.S. Серию фотографий «Храмы Армении» можно посмотреть здесь.

обработка, исследования, статьи

Previous post Next post
Up