Так получается, что на полгода я превращаюсь с мозаичиста. Вот и сейчас как раз такой период - в мастерской полным ходом идёт мозаичный процесс.
Дело это очень увлекательное, и я каждый раз еду в мастерскую с удовольствием. Для вдохновения рассматриваю раннехристианские мозаики.
Решил сделать целую серию постов, посвященных этой теме. И мне повнимательнее посмотреть, и вам, думаю, полезно.
Начну с довольно непопулярной в путеводителях мозаики в баптистерии Сан Джованни ин Фонте при кафедральном соборе Неаполя.
Это вторая половина 4 века, то есть раньше мозаик Галлы Плацидии в Равенне и Санта Мария Маджоре в Риме.
Этот период мне нравится тем, что в нём ещё нет сложившихся традиций христианской мозаики. Скорее, это мозаика, принадлежащая античности.
1.
Христос Законодатель.
2.
Традиционный для античного мира сюжет передачи императором законодательства. В данном случае, законодатетелем выступает Христос, он передает свиток со словами «Dominus legem dat» («Господь дает закон») апостолу Петру
3.
Мне здесь интересно всё: как почему-то слева начинает задираться позём, как ложатся падающие тени,
4.
как дерево перерастает в облака
5.
как внутренняя тень на одежде становится цветной
6.
а особенно интересно решение с драппировками.
7.
ниже - олени у источников вод
8.
интересна структура - правая часть неожиданно делится на три яруса
9.
Христос и Самаритянка.
10.
а прямо за Самаритянкой - фрагмент из Брака в Канне Галилейской.
11.
Чудесный улов.
12.
Утраченная мозаика с ангелом и жёнами-мироносицами.
Ниже купола, в тромпах расположены символические фигуры Евангелистов (тетраморфы), а в арках над ними раннехристианская иносказательная символика с пастырем и овцами / оленями и источниками.
13.
покрупнее
14.
15.
неожиданный жёлтый фон для ножек
16.
потрясающие горки
17.
Тетраморф Марк.
18.
кроме зоологической точности меня здесь интересует то, как набраны крылья.
19.
Добрый пастырь.
20.
Матфей.
21.
Здесь потрясающе введён жёлтый в почти монохромный лик. И маленький красный камешек.
22.
ещё на тему цвета в касаниях
23.
в центре купола - золотая хрисма с Альфой и Омегой.
24.
над ней - рука Божия, невероятно цветная
25.
Тетраморфы находятся в углах - тромпах и их формы не совсем простые. Я специально снял снизу.
26.
Опасное место набрано цветными облаками.
27.
Птицы и гранаты. Опять - интересные цветные касания.
В истории искусств такими принципиально цветными тени станут только у импрессионистов.
28.
Павлины - символы нетления.
29.
Феникс - символ Воскресения Христова.
30.
31.
Неизвестные мученики.
32.
здесь самое интересное - структурные фоны
33.
тот же снимок - с пыхой фрагментами
34.
35.
здесь - отличие от предыдущего активная светотень, и лик смоделирован иначе.
36.
37.
живописные фоны - и позём опять пополз вверх.
38.
39.
по принципу рельефа: тёмное на светлом и светлое на тёмном.
40.
41.
Другой принцип - выявленные из темного края формы.
42.