Вчера побывал в двух храмах с мозаиками Корноухова.
Первый - Спасо-Преображения в Тушино. Мозаики 1990-92 года, в соавторстве с Л. Курило.
Я считаю, что работа совершенно новаторская и уникальная. Не зря Корноухов получил за неё Госпремию.
Получилось совмещение советской мозаичной традиции с каноном. Хотя, конечно, что-то спорно.
Сам А.Д. Корноухов
считает, что несколько ошибся в масштабе фигур главной, восточной стены.
Они потребовали ещё больший масштаб креста в куполе.
В фоне главной стены - напиленные кирпичи.
Мне очень нравится, как решился переход к куполу.
Боковые стены решены в другом ключе. И с совершенно другим масштабом.
Стоит показать кладку поближе. постоянная импровизация. Очень активный подход к работе.
Как смело изменяется рисунок, модуль кладки, касания. Вводятся дополнительные строчки.
Само-по себе сочетание натурального камня, смальты и золота очень радует глаз.
Северная стена. Получился очень ровный общий фон, засчет сближения горок и фона за ними.
Южная стена. Можно заметить, как изменилась сама архитектурная схема: появилась ровная стена, усилились дуги между арками.
"Лоно Авраамово". Подъём вверх по ступенькам.
Надо заметить, что мозаики за эти почти 20 лет закоптились от свечей, и их нужно чистить.
Мария Египетская и праведные жены.
Паникадило помешало снять всю стену целиком.
В "Преображении" работает силуэт не фигур, а абстрактных форм, в которые они вписаны.
Здесь немного видна мозаика в конхе. Там Корноухов сточил углу между формами апсид.
Это заставило золото в фоне "перетекать".
Да, кстати, чтобы попасть в помещение храма с мозаиками, не миновать росписей а-ля Дионисий с синими-синими (фц) фонами.
Вот такое чудо появилось на заре современного церковного искусства.