Закончив рассказ о пребывании в Астрахани, отправляемся в другой центр Нижнего Поволжья - Саратов. Если Волгоград в ходе этого путешествия я посетил в третий раз, Астрахань - во второй, а Элисту - в первый и пока единственный, то в Саратове, где живут мои родственники, бываю относительно регулярно. Первый раз попал сюда в 4-летнем возрасте, в 1986 году. Но, разумеется, каждый раз открываю здесь какие-нибудь новые места: город весьма велик и разнообразен.
#Саратов был основан в 1590 году как форпост России в только что присоединённом Поволжье. Дважды в 17 в. переносился с места на место, побывав в том числе и на левом берегу Волги, на месте его современного города-спутника Энгельса. В 18-19 веках, став центром одной из главных житниц России, город быстро рос, так что в 1897 г. по населению (137 тыс.) на территории современной РФ уступал только Петербургу и Москве (а также Кёнигсбергу). В советское время быстрый рост продолжался, к 1991 г. город достиг 911 тыс., но потом началось снижение (843 тыс. в 2016 году). Война прошла недалеко отсюда, но город не задела, так что дореволюционная архитектура по большей части сохранилась, и в этом Саратов ближе к Астрахани, чем к Волгограду. Хотя больше напоминает последний размерами, географическим положением (вытянут вдоль Волги на много километров) и холмистым рельефом.
Все путешествия 2016 года - см. по тэгу:
http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016 1.
Итак, утром в первый день октября прибываю в Саратов, где ещё заметны следы вчерашнего дождя.
2.
Памятник Дзержинскому (1939) на привокзальной площади.
3.
От вокзала в центр города ведёт довольно узкая Московская улица, окружённая на этом отрезке дореволюционными корпусами университета. Чувство, что идёшь по какому-то коридору.
4.
В следующем квартале - явный конструктивизм.
5.
Дома-близнецы, видимо, части бывшей усадьбы.
6.
Следующий квартал полностью занимает университетский ансамбль начала 20 в.
7.
В него входит храм Кирилла и Мефодия.
8.
На углу улицы Астраханской, похоже, главный корпус. Перед ним виден памятник Кириллу и Мефодию (открыт в 2009, к Дням славянской письменности и культуры).
9.
Улица Астраханская на всём протяжении представляет собой бульвар, который в перспективе должен быть включён в пешеходное «кольцо» вокруг центра города: улицы Кирова, Волжская, набережная Волги.
10.
Здесь я позавтракал.
11.
А здесь сел на автобус и отправился на другой конец города, в Заводской район. Путь занял почти час.
12.
Улица Азина - дальняя окраина даже по меркам Заводского района, а для меня - «родовое гнездо».
13.
Сразу же отправляемся с дядей ещё дальше - на Увекское кладбище (в его названии сохранилась память о золотоордынском городе Увек, или Укек), посетить могилы бабушки и других родственников.
14.
Животный мир кладбища.
15.
С кладбища прекрасно виден нефтеперерабатывающий завод, известный как «Крекинг».
16.
Здесь похоронены бабушка и прабабушка. Бабушка родилась в Саратове, потом судьба забросила её в Сибирь, но, выйдя на пенсию, она вернулась в родной город и дожила тут до 101 года.
17.
Прапрадед, когда-то работавший на нефтяных промыслах Баку, а потом осевший в Саратове, точнее, в пригородном посёлке Князевка, в качестве мастера на местном нефтезаводе.
18.
Побывав на кладбище, едем в район, который, как и завод, именуется Крекингом.
19.
До войны около нефтезавода был возведён квартал капитальных домов для ИТР. Сейчас от него остался лишь один жилой дом.
20.
Остальные были снесены по соображениям безопасности: слишком близко к опасному производству.
21.
Недостроенная церковь. Когда-то и на её месте стоял дом.
22.
А на месте дома, где жила моя родня, теперь пустырь.
23.
Ещё один дом не снесён, а превращён в приют для собак. На самом деле место довольно жутковатое: непрестанно лающий дом среди безлюдья.
24.
Трамвайное кольцо. Почему-то не у самого завода, а у (бывшего) жилого квартала с противоположной его стороны.
25.
Заводской парк почти заброшен, хотя ещё в 80-х, судя по моим детским фотографиям, жизнь тут кипела. На этом месте стояли памятники Ленину и Сталину, потом Ленин остался в одиночестве, но теперь исчез и он.
26.
Сохранился только памятник Кирову, имя которого раньше носил НПЗ.
27.
Медсанчасть завода.
28.
Проходная НПЗ. Завод был основан в 1934 г., но здание явно из более поздних времён.
29.
Обходим завод с севера по улице Брянской.
30.
Фактически завод расположен на плато, нависающим над посёлком Князевкой, где и зарождалась нефтяная промышленность Саратова.
31.
В сам посёлок мы не пошли, поглядев на него сверху. Пусть останется до следующего приезда.
32.
Вдоль Волги идёт железнодорожная ветка, по которой сегодня утром я и въехал в город. А дальше виднеется центр города.
33.
Мы вернулись в жилые кварталы, и дальнейший путь по Заводскому району я проделал один. Это проспект Энтузиастов - пожалуй, самый кривой проспект из всех, которые я видел, несколько раз меняющий направление, но остающийся главной магистралью всего района.
34.
35.
Есть вдоль него и традиционные районы двухэтажек.
36.
37.
И более современная застройка. Хотя больше всего промзон и пустырей.
38.
39.
Современная церковь Всех Святых.
40.
Саратовский подшипниковый завод.
41.
Встречаются кварталы буквально из нескольких сталинок, «островки» среди промзон и более поздней застройки.
42.
Памятник Калинину. В этот скверик я уже как-то заходил в один из предыдущих приездов в Саратов.
43.
44.
Улица Крымская.
45.
Проспект проходит над ещё одной железнодорожной веткой.
46.
47.
Вскоре проспект опять меняет направление и характер застройки, теряя при этом трамвайную линию, которая уходит на параллельную улицу Барнаульскую. Кстати, на саратовском трамвае мне в этот приезд поездить не довелось.
48.
Бывшая школа, ныне академический институт биохимии и физиологии растений. Здание почему-то стоит к проспекту задом.
49.
Напротив него сохранилось несколько деревянных двухэтажек, практически вытесненных домами брежневской постройки.
50.
Завершающий пункт моего сегодняшнего маршрута - ТРЦ «Оранжевый», занимающий часть территории бывшего авиазавода, вокруг которого и вырос этот район. Хотя старожилы говорят даже не «Авиазавод», а «Комбайн», потому что когда-то он действительно был перепрофилирован из комбайнового завода.
51.
Тем временем стемнело, и я отправился домой, а на следующий день, перед тем как отправиться в центр города, предпринял ещё одно обследование Заводского района. Об этом - в следующей части.