Я искренне считаю Алексея Венедиктова профессионалом, кто бы что ни говорил и не думал. И Илья Фарбер, этот горе-герой совсем уж отмороженных либералов, в прямом эфире, - лишнее тому подтверждение. Сегодня он востребован, противоречив и привлекает внимание, вот и получил аудиторию. Оказался человеком пустым и не шибко умным, это слышали все, кто хотел. Ну так то забота уже не главного редактора.
А вот уход Александра Проханова - прямая и явная потеря. Сложно бороться за интересного и умного гостя, восемь лет вызывавшего неослабевающий интерес слушателей, с «Русской службой новостей», у которой сегодня почти неограниченный ресурс.
Александр Проханов
объяснил свой уход так.
Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям. В чем-то, может быть, повиниться перед ними.
РСН предлагает мне такую возможность. Конечно, это несравненно, это мировой эфир («Эхо Москвы»), это огромная, гигантская, многомиллионная аудитория, здесь много моих поклонников, обожателей, много недругов и ненавистников. Но всё это сливается вот в это присутствие.
Присутствие в сегодняшнем мире - это значит вызывать вихри любви, вихри ненависти и вражды. И эти вихри - они соперничают между собой. И внутри этого соперничества возникает персонаж, возникает личность, возникает культура.
Поэтому, уходя отсюда, я не хлопаю дверью. Повторяю, я с низким поклоном, пятясь, ухожу с «Эха Москвы». И еще буду у вас появляться иногда, когда во мне будет острая необходимость.
Илья Фарбер тоже предстал во всей красе. Герой нашего времени - мелкий взяточник, которого у всех на глазах превратили в неподкупного борца с режимом. Самое печальное, что он и сам уже
поверил в свою честность и репрессии, которые к нему незаслуженно применили.
Если у меня есть зависимость от чего-либо, то от собственной совести. Я даже думал, будучи в заключении, что если таких нас сажать, если нас еще подольше держать, то мы просто подготовим революцию, сменим режим, и все.
В принципе, все революции, по-моему, и готовились в заключении, в местах заключения. Поэтому, если власти угодно быстрее, так сказать, смениться, то можно нас посадить обратно, и будем сидеть большой срок. Любые самые ужасные условия могут быть - все равно мы сделаем то, что захотим.
____________________________________________________________________________________
Кто таков Илья Фарбер, этот обиженный на плохих журналистов условно-досрочно освобожденный воришка, я
уже писал не раз. Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин тоже прокомментировал выход из тюрьмы этого странного персонажа.
Изначально он стал достоянием публики не сам по себе. Эка невидаль - человек запутался в финансовых делах, подставился или был подставлен под меч правосудия... консерватория, суд, Сибирь. У нас таких по всем учреждениям исполнения наказаний - густым слоем. Но нет, именно Фарберу выпало из обычного «лоха» превратиться в «человека по фамилии Фарбер». Сейчас уже даже трудно докопаться до истины, была ли эта ставшая исторической формулировка произнесена прокурором, или она висела в воздухе в зале суда, но именно она сделала Илью Фарбера знаменитым. И... свободным. Последнее дало уже нам возможность увидеть очередной перформанс семьи Фарбер. Орла молодого, выпорхнувшего из неволи в объятия своего орленка. Долгое молчаливое объятие. Зло, в виде прокурорских звезд, буквально повержено.
Занавес. Да вот только публика недовольна. Свистят.
А чего свистят?! Да, последняя сцена бездарна. Ну так и весь спектакль был, между нами, дешевкой. Позы вместо поступков. Безвкусные мушкетерские рубахи, словно взятые напрокат с другого спектакля. Неестественность и напыщенность диалогов. Дурная самодеятельность, начиная с первого акта - приезда лирического столичного героя в глубины Мошенки.
Учитель пения. Нет, музыки. Все равно штамп. Но нет - еще и рисования. И это не все - литературы. Титан эпохи Возрождения. Публика, даже сельская, в такое верит недолго. Гоголя-то не все читали, но советские мюзиклы смотрели все. Гасконец, переквалифицировавшийся в управдомы, уже может иметь успех только за Полярным кругом.
Так что - не такой уж и типичный случай. Обычно перформансы у нас любят устраивать внутри Садового кольца. Поэтому и закончилось все плохо. Хотя, не так плохо, как могло бы.
Вряд ли Илья Фарбер станет адекватной заменой мятежному имперцу Александру Проханову - слишком разные весовые категории. Во всяком случае, я бы сильно удивился, если бы Алексей Венедиктов предложил бы «сельскому учителю» эфир еще раз. Он уже все о себе сказал.
Еще о еврейском вопросе
МИХАИЛ ФИНКЕЛЬ В ГАЗЕТЕ «ЗАВТРА» Израильский раввин вернулся в Россию
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ Россия пахнет дерьмом
БОРУХ ГОРИН о Патриархе и РПЦ
БОРУХ ГОРИН Мем о тайном знании
АВИГДОР ЭСКИН - ПРАВОСЛАВНОМУ ОДНОКЛАССНИКУ «Пойми, что на тебя идут войной»
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА