Античные фрески. 2.

Mar 15, 2010 11:03

Полтора года назад я публиковал пост с античными фресками. После этого довелось увидеть все их вживую, и отснять.
Почти все здесь из археологического музея в Неаполе. В конце - немного из Ватиканских музеев.
Сложилось впечатление, что все направления и стили поздней истории искусств уже содержались в античности.
Больше всего ассоциаций, конечно, с ( Read more... )

mural, античная живопись, фреска

Leave a comment

Comments 31

gleba March 15 2010, 08:32:33 UTC
Очень интересно! Спасибо!
В Риме еще интересные фрески есть в Национальном Музее.
И мозаики впечатляющие.

Reply

pavel_otdelnov March 15 2010, 08:37:23 UTC
Да, они у меня тоже все отсняты.

Reply

gleba March 15 2010, 13:08:58 UTC
:) хорошо постарались, однако!

Reply


shakko.ru March 15 2010, 08:41:43 UTC
просто восхитительно

Reply


emmanuelle_cunt March 15 2010, 08:55:19 UTC
Спасибо большое, что делитесь с нами!

(я не выдержала и вырвала себе кусок на юзер пик!)

Reply

pavel_otdelnov March 15 2010, 21:38:20 UTC
Вам идёт!)

Reply


naumov_sergey March 15 2010, 09:11:51 UTC
12-я напоминает позднего Карру, а 6-я от конца - поздних венецианцев. Да и вообще, действительно много аналогий. Но есть существенное отличие. Видно, что мир для них был суммой предметов, находящихся в пустоте (которую они еще не могли толком представить), включая наблюдателя (художника, зрителя). Не были еще визуализированы представления о "мире ином", поэтому и собственно художественное пространство с его окном в иное отсутствует. Если вспомнить "Одигитрию" из катакомб, то понятно, что это следующий шаг, ведущий к Феофану Греку (всп. "Макарий египетский"). Вообще, такая подборка вбивает гвоздь в гроб всяких там "новых хренографов" и подобных им идиотов, так как отсылает в Античный Рим с удивительной точностью.
Спасибо за подборку, есть о чем думать...:)

Reply

pavel_otdelnov March 15 2010, 10:24:46 UTC
Не соглашусь с вами насчет необозначенности иного мира. Это именно окно в иной мир. Идеальный мир античных богов. Это безусловно, сакральный мир. Об этом свидетельствует и само размещение этих "окон" внутри архитектуры-это хорошо видно в Помпеях. Однако, в отличие от византийского сакрального пространства, это не так иерархически далеко. Оно соотносимо со зрителем и его миром. Катакомбы с их фресками развивают тот же язык. Одигитрии из катакомб, и правда, напоминают фрески Феофана Грека. Но в катакомбах они крохотного размера, и экспрессия получается в них поневоле. Еще и в условиях такой тьмы, в замкнутых тесных пространствах кубикулов. Даже само возможное изменение языка изображения во 2-3веке не меняет представление о пространстве, в котором живет изображение. Это все тот же предмет в пустоте.

Reply


naumov_sergey March 15 2010, 11:01:07 UTC
Я не писал про отсутствие сакральности. Сакрально всякое подлинное искусство. Я сказал то же, что и Вы, отделив написанное в античности от христианского понимания иного мира. И Ваше сближение античного сакрального с античным профанным подтверждают то, что и я написал. В античности мир еще не был падшим (Земля еще не была "заблудившийся планетой"), человек еще не был априори виновным, поэтому в изображении олимпийских Богов и Героев, можно было использовать то, что попадалось на глаза, даже практически не видоизменяя это. Что касается художественного пространства, окончательно сформированного Барокко (когда за написанную фигуру "можно руку засунуть"), то его в античной живописи, конечно еще нет, так как оно возникло вместе с идеей человека как субъекта (вспомните Ортегу И-Гассета "О точке зрения в искусстве"). В общем, все это длинный разговор...

Reply

pavel_otdelnov March 15 2010, 11:57:00 UTC
Действительно, тема осмысления пространства и философии в античном и христианском искусстве очень интересна и сложна. Спасибо, что подняли эту тему. Здесь есть над чем подумать.

Reply


Leave a comment

Up