о правописании

Feb 20, 2012 17:41

Оригинал взят у aksik в о правописании
как решить проблемы с правописанием, и как их предотвратить?

Для начала, когда вы принимаетесь обучать ребенка грамоте, нужно уяснить, что заучивание букв и чтение-письмо это самый последний этап, и начинаться он должен хотя бы не ранее 5 лет (другое дело, если ребенок сам очень быстро осваивает грамоту раньше, обычно все-таки кончается зубрежкой). Мозг готов к восприятию систем абстрактных символов примерно к концу дошкольного периода (6-7). начинается "подготовка" с того, что у ребенка активно действует кинестетический канал. То есть, насколько он умеет координировать движения и насколько у него развиты пространственные представления, от этого зависят будущие способности в математике. Насколько у него развито чувство ритма и аудиальный канал восприятия - зависит грамотное письмо и умение соединять буквы в слова. Зубрежка букв еще никому не помогала, как и заучивание слогов в год (пока еще во внутриутробном периоде не учат писать, и на том спасибо).
Итак, самое главное - интенсивное поглощение информации кинестетическим каналом в раннем детстве. Это не только бегать-прыгать-лазать, это еще и исследование объектов в трехмерном пространстве. Грубо говоря - поиграть с камешками гораздо лучше развивает мозг, чем изучение минералов и их свойств на компьютере.

Теперь следующий этап - либо начало положено неверное, либо ребенок уже усвоил буквы (даже при хорошем фундаменте, заложенном ранее).
Если первый вариант, т.е. его неправильно учили - нужно не бояться вернуться назад, и заняться развитием восприятия. Также - выяснить, в чем именно сложности, и заняться этим (чаще всего у детей, которые зубрили слоги по кубикам Зайцева, отсутствует анализ и синтез слов, неразвит фонетический слух, и т.п.). Эти упражнения нужно разрабатывать индивидуально.
Если второй вариант - ребенок знает буквы, его учили верно, ему в любом случае упражнения будут полезны - для профилактики ошибок в письме и для более глубокого анализа буквенного материала.

ВНИМАНИЕ!!! Все последующие упражнения рассчитаны на детей не младше старшего дошкольника (5-6 лет минимум и старше), а не на годовалых малышей!!! Все это для тех, кто уже научился читать и писать, и хочет писать правильно.

1. Опора на моторную память, которая у ребенка обычно действует лучше, чем любая другая. Эти упражнения развивают моторную память и тренируют кинестетический канал восприятия:
-можно провести гигантские буквы на асфальте мелом, на песке палочкой и т.п., и пройти по ним (это не обязательно слово, отдельные буквы).
-для той же цели можно "рисовать" пальчиком буквы на спине реебнка
-можно писать отдельные слова с закрытыми глазами (дети это любят - это весело), и смотреть, как смешно и криво получилось :).
- можно"писать в воздухе" пальцем или ручкой, писать на столе пальчиком - в общем, любое "письмо", которое повторяет движения и не оставляет следов.
- обвести пальчиком крупные буквы в книге

2. Развиваем зрительную память и визуальное восприятие:
- даем ребенку буквы или текст (или изображения геометрических фигур), он на них смотрит определенное время (например, 5 минут), потом убираем листок и просим вспомнить, что там было изображено или написано. Объем информации зависит от возраста ребенка. для 7 лет вполне достаточно 5 слов.
- печатаем на компьютере либо похожие буквы (л-п и т.д.), либо буквенные сочетания. Даем ребенку на время (можно ставить песочные часы) найти все заданные буквы: например, найти все "л" среди "п", либо найти слово с ошибкой среди одинаковых правильных слов.

3. Развиваем аудиальное восприятие и память:
- читаем вслух слова, не связанные по смыслу, он должен их пересказать в прямом и обратном порядке.
- читаем вслух короткий отрывок текста, не заостряя внимание на чем-либо, потом задаем вопросы, отвечать на которые нужно, вспоминая текст.
- читаем вслух просто так книги без картинок, чтобы работало представление услышанной информации (связь между аудиальным восприятием и визуализацией образа).
- хлопаем в ладоши (подпрыгиваем на месте и т.п.), если в названном слове слышится заданный звук (похожие упражнения можно делать с разбивкой на слоги: прохлопай столько раз в ладоши, сколько слогов в этом слове).
- найти и пропеть все гласные в слове (совсем хорошо, если это будет сопровождаться хотя бы элементарными движениями - ну, хоть руками махать).

4. Упражнения, которые помогают анализировать слово:
- выбираем такие пары букв, которые легко спутать. в русском языке это будут, например, глухие и звонкие согласные (в иврите, скажем, "аин" и "алеф", "тав" и "тет" и т.п.). Пишем в два столбика слова, которые содержат эти буквы (например, в-ф). При любой возможности объяснить, почему именно так пишется - объясняем (проверочные слова и т.п.).
- поиск однокоренных слов к заданному;
- максимальное изменение слова, которое возможно: "хлеб" - "хлебушек", "хлебец", и т.п.
- преобразование слова в обратном порядке - от уменьшительно-ласкательного к исходному и т.п.
- проговаривание слова наоборот, запись наоборот.
- очень помогает маленький исторический экскурс. со времен собственной учебы во втором классе не понимаю, почему детей держат за идиотов и не объясняют этимологию слова и историю языка, хотя бы азы. (Я помню, когда я училась, надо было заучивать непроверяемые словарные слова: корова, город, молоко и т.п.)Понятное дело, что как студентам-словесникам им не объяснишь, но сам принцип-то можно рассказать? Я однажды репетиторствовала (русский язык, мальчик был в 3 классе, Спб), вместо заучивания правил рассказала немножко про старославянский и древнерусский языки. Например, в русском языке нет сочетаний "аро" и "ало" в середине слов, т.е. не может быть "карова" никаким образом. Эти сочетания ("оро" и "оло") достались от славянских "ра" и "ле" - т.е. корова - крава, город-град, молоко-млеко, и т.п.То же самое с "ере" - "ре": дерево-древо. После единственного объяснения и краткого "урока истории" мальчик перестал раз и навсегда делать ошибки вроде "карова". Повторю, мальчик учился в 3 классе, а не в 10-м, и был совсем не вундеркинд, тем не менее, мы справлялись с анализом слов. Ему даже интересно было представлять все эти "словарные слова" в древних вариантах. Так что рекомендую объяснять все, что можно объяснить - логика языка всегда есть, даже если сейчас это забыто.

позже напишу, как я занимаюсь с детьми. придется писать в двух вариантах - для русского и для иврита :)

уважаемых филологов прошу дополнять - список не претендует на полное собрание упражнений, но я считаю это основой. Конечно, продолжать его можно до бесконечности.

полезности

Previous post Next post
Up