Сезон 2012/2013. Итоги

Jul 16, 2013 14:51


Событие сезона - «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта - Пауля Дессау, реж. Юрий Бутусов, Театр им. Пушкина
Спектакль сезона - "Участь Электры" Юджина О' Нила, реж. Алексей Бородин, Российский молодежный театр
Режиссер сезона - Юрий Бутусов ("Добрый человек из Сезуана" и "Макбет. Кино" в Театре им. Ленсовета, Санкт-Петербург). Режиссер, по-моему, совершил колоссальный скачок вперед. И если "Сезуан" - свидетельство первоклассного мастерства, то "Макбет" - окно в будущее театра.
Лучшая женская роль - Александра Урсуляк, Шен Те, «Добрый человек из Сезуана»; Мария Рыщенкова - Винни, "Участь Электры"; Светлана Брагарник - Лида, "Страх" Любы Стрижак, реж. Влад Наставшев, Гоголь-центр

Лучшая мужская роль - Алексей Вертков - Веничка, «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева, реж. Сергей Женовач, СТИ

Лучший ансамбль - Софья Райзман, Александр Паль, Олег Ребров, Руслан Братов в спектаклях ТЮЗа "Лейтенант с острова Инишмор" Мартина Макдона, реж. Александр Суворов и "Четырехногая ворона" Даниила Хармса, реж. Павел Артемьев, и в спектакле "(Самый) быстрый способ бросить курить" Михаила Дурненкова, реж. Александр Суворов
Лучший дуэт - Василий Симонов - Ленский и Виктор Добронравов - Онегин в спектакле Римаса Туминаса "Евгений Онегин", Театр им. Вахтангова; Виктория Исакова - Надя и Никита Кукушкин - Тюха, "Братья" Михаила Дурненкова, реж. Алексей Мизгирев, Гоголь-центр
Лучший дипломный спектакль - «Это тоже я», шеф-драматург Андрей Стадников, мастерская Дмитрия Брусникина, Школа-студия МХАТ
Мужская роль второго плана - Александр Матросов - Ванг, «Добрый человек из Сезуана»; Алексей Кудинович - Робинзон, "Бесприданница" Александра Островского, реж. Юрий Соломин и Эдуард Марцевич; Юрий Шлыков - Князь, "Евгений Онегин"; Михаил Тройник - Глеб, "Страх"
Женская роль второго плана - Ирина Выборнова - Хозяйка, "Братья"
Хореограф - Анна Абалихина, «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, реж. Кирилл Серебренников, Платформа

Лучший документальный спектакль - «Акын-опера», продюсер Всеволод Лисовский, Театр.doc
Лучший детский спектакль - "Майская ночь. Спектакль с закрытыми глазами" Николая Гоголя, реж. Каролина Зерните, Московский театр кукол
Художник сезона - Станислав Бенедиктов - "Участь Электры"; Алексей Кондратьев - "Небесные странники" Аристофана и Антона Чехова, реж. Марк Захаров, Ленком
Эксперимент сезона - "Shoot / Get Treasure / Repeat" Марка Равенхилла, реж. Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов, Театр Post, Санкт-Петербург

Дебюты сезона - курс Кирилла Серебренникова в спектаклях Гоголь-центра; спектакль Глеба Черепанова «Прошу слова» в Боярских палатах СТД РФ
Театр сезона - Гоголь-центр. 7 премьер с февраля по июнь, не считая образовательных акций и полного обновления театра.
Радость сезона - выставка «Реконструкция шума» в Политехническом музее
Театральная книга сезона - Сергей Стахорский. Театральная культура Древней Руси

Новая площадка - Боярские палаты СТД РФ
Прорыв сезона - "Серсо" Виктора Славкина, реж. Владимир Агеев, Другой театр
Откровение сезона - поездка в Зеленоградский театр «Ведогонь» ("Васса", реж. Анатолий Ледуховский) и Новый драматический театр ("С вечера до полудня", реж. Вячеслав Долгачев)
Позитив сезона - решенный вопрос о переходе на контрактную систему
Потрясение сезона - недюжинная забота министерства культуры Красноярского края о своих театрах
Личное достижение - Лекции, еще больше лекций, в три раза больше лекций. Проект для молодых критиков «StartUp». Начал писать книгу о послевоенной русской драматургии «От Розова до Богославского»

Личное потрясение - Лаура Пицхелаури в спектакле Юрия Бутусова «Макбет. Кино»

Премия сезона - «Золотая Маска» - петербургским спектаклям «Антитела» и «Ленька Пантелеев». Возвращение Петербургу статуса столицы русского театрального авангарда.
Кино сезона - «Жить», реж. Василий Сигарев, «Artist is present. Марина Абрамович», «Боб Марли. Exodus»

Поездка сезона - Шанхай, Новосибирск (два дня в «Глобусе»), Норвегия, Красноярск, Овсянка, Шарыпово, Елец

Герой сезона - Кирилл Серебренников как глава Гоголь-центра и Андрей Могучий как глава БДТ
Антигерой сезона - Владимир Мединский, Елена Ямпольская

Катастрофа сезона - закрытие Он.Театра в Санкт-Петербурге и нулевая реакция культурных властей города на событие

Беда сезона - пожар в ГИТИСе, травля Петербургского театрального журнала

Неудача сезона - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, реж. Жорж Лаводан, Малый театр; «Снегурочка» Александра Островского, реж. Алексей Кузьмин-Тарасов, Театр им. Ермоловой; «ГенАцид» Всеволода Бенигсена, реж. Кирилл Вытоптов, Современник

Разочарование сезона - Егор Перегудов («Скупой» в РАМТе и «Горячее сердце» в «Современнике»). Трудно понять молодого режиссера, тратящего силы на то, чтобы стать новой Ниной Чусовой.
Профанация сезона - «Толстой - Столыпин. Частная переписка» Ольги Михайловой, реж. Владимир Мирзоев, Театр.doc
Глупость сезона - Нагорная проповедь как решение всех проблем в финале «Страха и нищеты в Третьем рейхе» Бертольта Брехта, реж. Александр Коручеков, Театр п/р О. Табакова

Позор сезона - Выживание Александра Огарева из Краснодарского театра драмы. Увольнение Валерия Райкова с поста директора Саратовского ТЮЗа.
Инерция сезона - Удручает всеядность «Ленкома», внезапно вспомнившего, что надо к сотрудничеству все-таки приглашать режиссеров со стороны. Эта всеядность и отсутствие внятной концепции будущего дают странные формы - от банальнейшей антрепризы до спектаклей, явно выпадающих из времени. Всё кажется случайным.
Тихий ужас сезона - "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского, реж. Владимир Мирзоев, Театр на Таганке как свидетельство распада и деморализации труппы.

Печаль сезона - неудачи и полуудачи Театра им. Маяковского

Скандалы сезона - Передача СТД РФ части Дома ветеранов сцены имени М. Савиной в Петербурге ветеранам госслужбы. «Зайцевский» скандал с Кириллом Серебренниковым.

Антирегион сезона - Барнаул как средоточие бездарности культурного руководства.

Ложь года - Николай Губенко, объявляющий о том, что Юрий Любимов хотел сделать из Театра на Таганке «коммерческий театральный центр с ресторанами».

Тенденция сезона - Смены худруков - несовершенно, но бесконечно увлекательно. Повсеместное свертывание либеральных реформ. Превращение многих культурных изданий в рупоры правой идеи. Церковно-моралистическая атака на театр. Призрак цензуры. Появление и культивирование термина «спектакли нравственно-добродетельной тематики». В области экспериментального направления развития театра явилась довольно важная тенденция. С середины 1990-х, с развитием драматургического движения в стране стало казаться, что театр будет реформироваться исключительно через слово, через драматургов. Театральные свершения последних лет говорят о том, что драматурги действительно разбудили потребность в театральном эксперименте, но сегодня в игру вступили новые сценографические и постановочные технологии. Работы молодого поколения режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Николай Дрейден, Юрий Квятковский, Семен Александровский, Борис Павлович и другие) и сценографов (ученицы Крымова, Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов и др.) сегодня интересны и перспективны.

Утраты - Петр Фоменко, Марина Голуб, Андрей Панин, Валерий Золотухин, Илья Ильин, Ольга Эннс, Ольга Радищева, Владимир Чигишев, Александр Суворов

Событийные спектакли за пределами Москвы - «Человек-подушка», реж. Ирина Зубжицкая, театр Zooпарк, Нижний Новгород; «Потрясенная Татьяна», реж. Борис Павлович, Театр драмы Шарыпово, «Гамлет», реж. Александр Огарев, Краснодарский театр драмы; «Макбет», театр Titowak (Иран), «Толстая тетрадь», реж. Алексей Крикливый, «Август. Графство Осейдж», реж. Марат Гацалов и «Чук и Гек», реж. Полина Стружкова, Новосибирск, театр «Глобус», «Мулла» и «Однажды летним днем», реж. Фарид Бикчантаев, Национальный  театр драмы им. Камала, Казань; «Дом Бернарды Альбы», реж. Евгений Марчелли, Ярославский театр драмы; "Фауст", реж. Роман Феодори, Тверской ТЮЗ, «Путешествие Алисы в Швейцарию», реж. Олег Рыбкин и «Жанна», реж. Никита Рак, Красноярский театр драмы; «Снежная королева» и «Подросток с правого берега», реж. Роман Феодори, Красноярский ТЮЗ; «Маленькие деньги» и «Русский и литература», реж. Евгений Ланцов, Русский театр, Абакан; «Осенняя скука», реж. Артем Терехин, Мотыгинский театр драмы; «Дураки на периферии», реж. Михаил Бычков, Камерный театр, Воронеж; «В добрый час», реж. Иван Стрелкин, Русский театр, Таллинн, «Город снов», реж. Кристиан Люпа, ТР Варшава; «Человек-подушка», реж. Дмитрий Удовиченко, Русский театр, Ижевск; «Облако-рай», реж. Вячеслав Тыщук, Театр драмы, Лысьва; «Зойкина квартира», реж. Анатолий Праудин, Пятый театр, Омск; «Географ глобус пропил», реж. Елена Невежина, Пермский Театр Театр

Театральный Петербург - «Коварство и любовь», реж. Лев Додин, МДТ; «Кукольный дом», реж. Юрий Квятковский, Приют комедианта, «Литургия Zero», реж. Валерий Фокин и «Муха», реж. Олег Еремин, Александринский театр, «Король умирает», реж. Алексей Слюсарчук, «Особняк»

Новые пьесы - «Жанна» Ярославы Пулинович, «Тихий шорох уходящих шагов» Дмитрия Богославского, «Маскарад маскарад» Михаила Угарова, «Ба» Юлии Тупикиной, «Смерть Брежнева» Константина Костенко, «Who is absent today?» Юлии Поспеловой, «Адина и Авим» Александра Югова

Посмотрел 227 спектаклей живьем.
Previous post Next post
Up