Памятник Битве народов в Лейпциге

Mar 07, 2010 15:40

К памятнику Битвы народов найти идти на Пражскому шоссе - почти 100-метровый памятник виден издалека, километра за три высится доминантой над южной окраиной Лейпцига. Построен в 1913 году в год 100-летия Лейпцигской "битвы народов" - крупнейшего сражения в Европе до Первой мировой войны (миллион солдат сражались с обеих сторон). Здесь совместные силы России, Австрии, Пруссии и Швеции разбили отступавшую из России наполеоновскую армию. Здесь погибло 22 тысячи русских воинов - Россия понесла наибольший ущерб в битве.
Монумент выстроен в удивительном устрашающем стиле - та самая кромка, где изысканный югендстиль переходит в монументальную идеологическую архитектуру. Это здание - провозвестник немецкого фашизма, здесь уже в середине 1910-х годов, когда Первая мировая война только начиналась, сконцентрирована в камне идея Великой Германии. И нацисты этот лейпцигский монумент (а перед ним искусственный пруд) использовали для своих факельных шествий на суше и воде, для праздников германского духа. Перед этой ступой выступал Адольф Гитлер (правда, трудно сказать, что он при этом чувствовал по отношению к Наполеону). Затем власти ГДР даже подумывали снести этот символ германского нацизма. На его верхней платформе до сих пор отсутствует фигура орла, которая окончательно превращала бы ступу в колокол.

Признаться, был снегодождь и хмарь, фотографии не сильно получились, но монумент, поверьте, производит феноменальное впечатление, редкостное, уникальное в своём роде.












Особый эффект барельефа у парадного входа - в разнице цвета гранитных плит. Ангел-истребитель удивительно светел.




Слева от ангела умирают кони.







Справа умирающий воин в позе врубелевского демона с гипертрофированно удлиненным телом.










Дань модерновой эклетике. Рядом с сугубо европейскими готическими изваяниями Роланда два пилона исполнены в стиле ацтекской пластики. Головы то ли змеи, то ли лягушки.










Нижняя часть крипты. Здесь гробовая тишина и свет невечерний.




Вид с балкона наверх.
















Верхняя часть крипты. Человек примерно достигает середины голени этих исполинов.







Отец хоронит сына. Тут египетские мотивы: на голове у сына венец фараона.




Потрясающе исполненная пластика.




Здесь хорошо видны подробности проработки, орнаменты.







Вот так нацисты использовали эту архитектуру.




Рядом с памятником на Пражском шоссе отмечено место, где была ставка Наполеона.




С балкона монумента виден другой замечательный памятник - крематорий, он же храм эпохи модерна (сложное сочетание неоготики, византийского стиля и итальянских двориков), рядом с ним - примечательное старое кладбище, оно же парк. Как-нибудь отдельно выложу - там были интересные захоронения.




Previous post Next post
Up