Спасская церковь в Хонееве

Oct 22, 2013 23:06

Продолжая делиться впечателениями от последней в этом году летней поездки по бескрайним просторам Тверской Губернии, предлагаю ознакомиться с памятником архитектуры местного значения "Спасская церковь с интерьером", что находится на западе Сонковского района.



Село Хонеево расположено на берегу небольшой речушки с интересным названием - Пьянка, от Твери в 130-ти, от Бежецка в 20-ти верстах.


Основной и, пожалуй, единственной тамошней достопримечательностью является построенная на погосте посреди села в 1809 году каменная Спасская церковь. Имела три престола: в холодном храме главный - Нерукотворного Спаса, в тёплой трапезной придельные - Казанской Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского.
Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных деревнях Горке, Рылове 182 двора (583 мужчины, 621 женщина). Ныне же село зачахло до деревушки с населением 30 человек, тогда как соседняя Горка стала центром сельского поселения и разрослась аж до 247 жителей (по данным переписи 2008 года).


Симметричная относительно продольной оси церковь состоит из основного объема типа восьмерик на четверике, к которому с востока примыкает более узкая пятигранная алтарная аспида, а с запада - пристроенные позднее прямоугольная трапезная и двухъярусная колокольня. Боковые фасады двухсветного храмового четверика оформлены четырехпилястровыми портиками, пологие треугольные фронтоны которых наложены на грани восьмерика.


Массивная колокольня состоит из двух ярусов-четвериков. Прорезанный арочными проемами звона высокий верхний ярус имеет в нижней части отделенный карнизом полуярус с полуциркульными окнами.
Храм завершаются шарообразной главкой на глухом восьмигранном барабане, колокольня - шпилем.


Не выявив снаружи ничего особо примечательного заглянем внутрь через единственную незапертую дверь с южной стороны колокольни.


В нижнем ярусе колокольни нас встречают написанные в духе позднего академизма предположительно в конце XIX века: архангелы Гавриил и Михаил с востока...


<
...апостолы Петр и Павел с запада.



Расширенная в ходе ремонтов второй половины XIX века трапезная лишена убранства, а потому не особо интересна.


Минуя трапезную попадаем в основной объем, центр которого заняло жуткое наследие советских времен, когда культовое сооружение использовалось под колхозные нужды.


Оглядимся - на восточной стене частично сохранилась рама трехярусного иконостаса.


Выше, на глухой восточной грани восьмерика изображено "Воскресение Христово", а еще выше - на сводах изображен Бог Отец в окружении ангелов.


Вот и следствие худой кровли с северной стороны - штукатурка сводов намокла и начала сыпаться.


В простенках восьмерика помещены изображения апостолов, а ниже - сюжетные композиции.


В ступенчатых тромпах изображены евангелисты, из которых различим остался лишь Матфей в северо-восточном углу.


Западную стену занимала масштабная композиция, сюжет которой ныне установить крайне затруднительно.


И лишь заглянув в алтарь и увидев "Сошествие святого духа" становится понятно, что живопись в храме двух периодов: первоначальная - первой половины XIX века исполнения, сохранившаяся лишь в алтаре в виде единственного вышеупомянутого изображения, и повторная роспись в основном объеме поверх первоначальной без сохранения сюжетов, выполненная, где-то в начале прошлого века.


Повнимательнее присмотревшись к сюжетной росписи основного объема можно различить проступающие контуры первоначальных изображений:
"Преображение Господне"


"Вознесение Господне"


"Сретение Господне"


"Крещение Господне"


и "Благовещение Пресвятое Богородицы"


Рассмотрев роспись верхней части храма и уже собираясь на выход обратил внимание на изображения святых в простенках окон первого света стен четверика, отличающиеся от остальной росписи основного объема как лучшим качеством исполнения, так и большей сохранностью, и близкие, пожалуй, к изображениям в нижнем ярусе колокольни.



На этом знакомство с храмом и его интерьерами с разновременной храмовой живописью закончено - благодарю за внимание!

P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Статья на портале "Тверские своды"

храмовая живопись, Тверская область, Сонковский район, классицизм

Previous post Next post
Up