Покровская церковь в Логине или ротонда в Калужской глуши

Nov 01, 2014 01:01

Очередная порция сравнительно свежего материала, снятого в ходе путешествия по калужским землям в один из дней прошедшего уинкенда. В центре внимания - очередная вариация на тему казаковского косьмодамианского храма.



Село 1-ого стана Калужского уезда Покровское-на-Логине находилось по левую руку от старого московского тракта от Калуги в 29-ти верстах.


Несмотря на расположение "на горе, при колодце", село зачахло задолго до обытий Октября 1917 года и уже в 1859 году насчитывало всего 4 двора, в которых проживало 4 мужчины и 7 женщин.

На картах XX века никакого Покровского между Осоргино и Дубровкой уже не встречается, а на наиболее актуальной 250-ти метровке от ГГЦ исчезла и отметка церкви.


Сведения о выявленном объекте культурного наследия достаточно скромные: известно, что выстроили каменную Покровскую церковь некие Рахмановы взамен прежней, деревянной, в 1804 году.


Да и от церкви самой сохранилось не так уж и много - одна лишь ротонда основного объема с зияющими дырами в местах примыкания трапезной и алтарной апсиды.


Впрочем, даже в таком виде, достаточно легко угадывается объект для подражания, воспроизведенный здесь лишь частично, как минимум - без ротондальных приделов трапезной.



Сама ротонда также проще оригинала - нет ни светового барабана, ни затейливого балкона хоров.


Несмотря на общее ужасное состояние, обращает на себя внимание ряд деталей:


во первых - живопись в академическом стиле, неплохо сохранившаяся в простенках окон второго света;


во вторых - предположительно одновременные храму кованые двери.



На живописи остановимся поподробнее: на восточной стене над несохранившимся иконостасом выполнены ростовые изображения святых: юродивый Андрей и св.мученица Евдокия (слева); св.мученик Трифон и преподобный Захарий (справа)



В простенках окон второго света изображены евангелисты, что любопытно - без соответствующих символов.
На северной - Лука и Матфей.



На южной - Марк и Иоанн.



Ниже находятся три изображения, на тему известных новозаветных сюжетов, за основу которых взяты гравюры Карольсфельда: с запада над арочным проемом - масштабное Свидетельство Иоанна Крестителя (оригинальную гравюру можно посмотреть здесь).


С юга находится наиболее пострадавшее от вандалов Погребение (ссылка на оригинальную гравюру)...


...а с севера, тоже пострадавший, но хорошо идентифицируемый Путь на Голгофу (ссылка на оригинальную гравюру).


Осмотев интерьеры, выходим из храма и ещё раз останавливаем взгляд на чрезвычайно живописных дверях и, заодно, на количестве связей, что когда-то поддерживали антаблемент украшавших боковые входы в храм портиков.



Продолжая тему связей и вспомная загадочные теории pro_vladimir, обнаруживаем обнажившееся в ходе разрушения трапезной шарнирное соединение...


...больше похожее на некую петлю от ворот.


Ну вот, вроде бы и все: завершаем знакомство с руинированным памятником и покидаем безлюдный погост.



P.S. При написании поста использовались:
1. Список населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 года - СПб., 1863;
2. Рошефор Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии - СПб., 1882.

Калужская область, храмовая живопись, интерьеры, руины, классицизм

Previous post Next post
Up