Дабы немного отвлечься от промозглой осенней погоды, расскажу об очередных находящихся на удалении от популярных туристических маршрутов и проезжих дорог достопримечательностях Переславского района, посещенных почти полгода назад - в последний весенний день.
Село Ильинское, при речке Сухоме, находится от уездного города в 17-ти, а от губернского в 137-ми верстах.
Прихожан в селе и окрестных сельцах Горке (1 верста), Есипове (3 версты) и деревне Кружкове (2 версты) на конец XIX века насчитывалось 239 мужчин и 239 женщин. Ныне же село "живет" лишь благодаря дачникам - постоянное население по данным 2007 года осутствует.
Известное с XVI века поселение, когда оно упоминалось также под названиями Тюшино и Кисьма, было в 1587 году пожаловано царем Федором Иоанновичем переславскому Федоровскому монастырю. Храм в селе существовал издревле - в писцовых книгах 1628-29 годов упоминается церковь пророка Илии "древяна клецки".
Во второй половние XVII века вместо существующей строится новая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (также деревянная), а прежняя переносится на другое место. В документах начала XVIII века в селе упоминаются две церкви: Введенская и Ильинская. В дальнейшем, сведения об Ильинской церкви не встречаются и в ведомостях 1799 года упоминается уже только одна церковь - Введенская.
Существующий каменный храм был выстроен в 1808 году помещиком Петром Алексеевичем Ярцевым. Имел два престола: в холодном храме главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в теплом - придельный во имя Николая Чудотворца.
В провинциально-классицистской архитектуре храма привлекает внимание массивный световой барабан над куполом ротонды и пузатенкая главка. Мы же заглянем внутрь и через напоминающую подвал трапезную...
...проследуем сразу в основной объем.
Кому-то явно было тесно - с северной стороны отсутствует добрая четверть стены.
Стены и своды храма были покрыты живописью, большей частью уже не читающейся.
Лишь в простенках окон второго света просматриваются ростовые изображения местночтимых святых.
В алтарной апсиде с сохранностью росписей ситуация не лучше.
Однако подняв голову можно поймать на себе грусный взгляд Бога Отца, а на выходе из храма обратить внимание на Марию Египетскую.
Ну а мы направляемся далее - в село Голоперово, что расположено при прудах, на расстоянии от уездного города в 18-ти верстах, а от губернского в 145-ти верстах.
Прихожан в селе и окрестных деревни Кошелево (1 верста), Романка (3 версты), Ивкино (3 версты), Кузьминка (3 версты) и Мартынка (5 верст) на конец XIX века насчитывалось 508 мужчин и 599 женщин. Ныне же Голоперово насчитывает целых 22 постоянных жителя, и ровно столько же - в окрестных деревушках бывшего прихода.
В начале XVII столетия село принадлежало сразу нескольким помещикам: Беклемишеву, Коробову, Шаховскому. Уже тогда в Голоперове имелась церковь во имя Трех Святителей, сведения о которой сохранились крайне скудные.
В 1705 году взамен существующей строится новая деревяная церковь во имя все тех же Трех Святителей, которая и была старанием прихожан в 1807 году заменена существующим каменным храмом "с таковою же колокольнею". Храм наситывал три престола: главный холодный во имя Трех Святителей, придельные теплые в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святых бессребреников Козьмы и Дамиана.
Следует отметить, что в приходе было две земских школы: первая - в селе, где в 1893 году насчитывалось 40 учащихся, а вторая - при стеклянном завода А.М. Назарова близ деревни Мартынка, где тогда же училось 50 детишек.
Также Голоперово известно тем, что здесь в 1816 году родился и провел детские годы (а скорее всего и крестился в здешнем храме) российский государственный деятель - контролер александровских реформ
В.А. Татаринов.
Найдя свободную от зарослей борщевика тропинку, через парадный западный вход проследуем внутрь.
В просторной бесстолпной трапезной смотреть особо не на что, поэтому двигаемся далее в наиболее интересную часть сооружения - ротондальный основной объем.
С остатками убранства здесь не густо, однако и само по себе храм достаточно интересен - все-таки единственный образец данного планировочного решения в Переславских краях.
...вот только построен кривовато, что особенно заметно, если поднять голову.
Там же, под куполом, на восточной стене сохранились фрагменты верхнего яруса иконостаса, на которых "увековечил" себя некто с очень "длинными руками".
Ну а на последок - очень приглянувшийся мне портик бокового фасада основного объема со спаренными колоннами и фронтоном на деревянном архитраве.
При подготовке поста использовались материалы:
1. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск II. Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1896 г.;
2. Сведения о численности населения по муниципальным образованиям, поселениям и населенным пунктам, входящим в состав Ярославской области (на 1 января 2007 г.).