Завершаю серию отчетов о посещенных в почти уже ушедшем 2014 году храмах Переславского района, пожалуй, самой выдающейся архитектурной достопамятностью тех мест - Вознесенской церковью в Елпатьево.
Село Елпатьево при реке Нерли находится в 52-х верстах от уездного города (Переславля) и в 180-ти от губернского (Владимира).
Современная карта в сравнении с 1850 годом практически не изменилась, разве что находящаяся на противоположном от Елпатьево берегу Нерли Тверская губерния граничит теперь не с Владимирской, а с Ярославской.
Первые исторические сведения о селе относятся к середине XVI века, когда в 1560 году князь Димитрий Оболенский заложил его Троице-Сергиеву монастырю.
Не обошло Елпатьево стороной и смутное время: в начале XVII столетия Лжедмитрий отдал село владимирскому воеводе Михаилу Вельяминову, от которого сохранилось жалоба на поборы: "и от тебя, господине, присланы паны твоего полку в мое поместье и то поместье паны разорили и выграбили и крестьян высекли, а остальных крестьян переграбили... И тебе бы, господине, пожаловати, послать в приставы человека своего пана да лист ему дать, чтобы никаким Литовским людям в мое поместье не въезжати и податей и кормов с него не правити".
Сведений о следующих после Вельяминова владельцах села в XVII веке не сохранилось. Тогда как о первой церкви, упоминавшейся в писцовых книгах 1628 года, известно, что находилась она не в самом Елпатьеве, а в версте от него на погосте на берегу реки Нерли.
В 1711 году вотчинник села стольник Семен Васильев Готовцев перенес церковь в село, а на прежнем месте была выстроена каменная часовня. Новая деревянная церковь, как и прежняя, имела два престола в честь Вознесения Господня и святой мученицы Параскевы Пятницы. Богослужения в храме совершались до 1849 года, когда он сгорел и более уже не восстанавливался.
В 1814 году новый вотчинник села камергер Павел Петрович Нарышкин (1768-1841 гг.), отец которого если верить
генеалогическому древу Нарышкиных приходился четвероюродным братом Петру I, на свои средства начал строить каменный храм. Постройка продолжалась 15 лет - освящена церковь была в 1829 году. Имела три престола: главный в честь Вознесения Господня, придельные - святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Диву даешся, когда видишь столь амбициозный проект в подобной глуши!
Пропорции строения и проработка деталей свидетельствуют о том, что к проекту явно приложил руку кто-то из столичных зодчих.
Прихожан на конец XIX века в селе и окрестных деревнях Лихореве (в 3-х верстах), Мишутине (в 5-ти верстах), Ситницах (в 3-х верстах), Евстигнееве (в 1-ой версте) и Слепцове (в 1-ой версте) насчитывалось 1032 мужчины и 1199 женщин. Ныне же в Елпатьево проживает около десятка человек, а величественный храм, являющийся
выявленным объектом культурного наследия медленно разрушается.
Впрочем, село знаменито не только выстроенным Павлом Петровичем храмом, который вполне мог бы украсить главную площадь любого губернского города, но также и тем, что в 1859 году здесь в гостях у его сына Дмитрия Павловича (1797-1868 гг.) целых восемь дней гостил "отец" Д'Артаньяна - Александр Дюма.
Двери нарышкинских особняков распахнулись перед Александром Дюма благодаря его давним приятельским отношениям с французской актрисой Женни Фалькон - женой графа Нарышкина.
При посещении Елпатьева французского писателя поразило, что столь хорошо организованная усадьба находится в настоящей глуши. Вокруг поместья - непролазные чащи, полные волков, и ни одной приличной, по европейским меркам, дороги.
Дюма пишет:"Из лавры в Елпатьево ведут две дороги, если это вообще можно назвать дорогами. Наша дорога считалась лучшей... Впрочем, благодаря ей я познакомился с любопытной вещью, до сих пор мне совершенно неизвестной: дорога была проложена по трясине и состояла из сосновых стволов, уложенных в ряд и скрепленных друг с другом..."
В усадьбе гостей уже ждали верные слуги, обильный ужин, горячая вода и мягкая постель:
"В ста пятидесяти верстах от Москвы, в затерянном краю, в доме, двадцать лет стоявшем нежилым, мы неожиданно застали не только все, что требуется для комфорта, но и настоящую роскошь".
Главным развлечением для гостей и хозяев была охота с борзыми, на которую выезжали трижды. Охота начиналась прямо от ворот усадебного парка. Добычей служили волки и зайцы, что, по мнению писателя, свидетельствовало о бедности местной фауны: "...зайцы, попадавшиеся мне навстречу, поначалу не внушали мне особого желания стрелять; одни были совсем белые, другие на три четверти белые. Это смахивало на охоту на ангорских кошек. К великой радости Нарышкина, я промахнулся на первых трех-четырех выстрелах, этот цвет меня мало вдохновлял. Бедные животные уже начали менять его к зиме".
Рационально мыслящего француза возмущала та безхозяйственность, с которой русские помещики относились к пахотной земле:
"Огромное имение Нарышкина, шестьдесят или восемьдесят тысяч десятин земли, возделано едва на четверть. Везде нехватка рабочих рук, повсюду человек не в силах справиться с землей, а земля между тем хороша, и всюду, где только всходят посевы, урожай прекрасный".
Ныне от усадебных построек не осталось и следа, а мы видим все то же, что еще 150 лет назад поражало французского гостя: безобразные дороги и заросшие поля...
Напоследок - вид на реку Нерль, и родную Тверскую область на ее противоположном берегу.
На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.
При подготовке поста использовались материалы:
1. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск II. Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1896 г.;
2. Сведения о численности населения по муниципальным образованиям, поселениям и населенным пунктам, входящим в состав Ярославской области (на 1 января 2007 г.);
3. Статья Л.Б. Сукиной "Елпатьевская одиссея Александра Дюма".