Знакомство с Переславлем немыслимо без посещения одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, сохранившегося без существенных изменений до нашего времени, и так, в центре внимания - Спасо-Преображенский собор.
Собор был заложен в 1152 году князем Юрием Долгоруким, после смерти которого в 1157 году завершением строительства занимался его сын - Андрей Боголюбский. Был местом крещения многих переславских князей, в том числе, вероятно, и Александра Невского, родившегося в Переславле в 1221 году. Здесь же находилась и родовая усыпальница, в которой были похоронены сын и внук Александра Невского - князья Дмитирй Александрович (умер в 1294 гг.) и Иван Дмитриевич (умер в 1302 году), чьи гробницы были вскрыты при раскопках 1939 года, проводимых под руководством Н.Н. Воронина.
Согласно описи 1702 года собор имел Воскресенский придел, расположение которого точно не известно, а также деревянную колокольню, которые исчезли до 1833 года. С 1714 по 1765 годы при соборе существовала деревянная теплая Благовещенская церковь. В 1789 году обращается в приходскую церковь, однако в 1383 году вновь становится городским собором.
Собор представляет собой квадратный в плане объем, обладающий легким сужением кверху, который несет цилиндрический световой барабан, завершенный массивной луковичной главой. Стены выполнены в полубутовой технике: промежуток между наружным и внутренним рядами тщательно отесанных белокаменных блоков заполнен валунами, битым камнем и залит известью.
(Слева приведен снимок И.Ф. Барщевского конца 80-х годов XIX века)
Северный, южный и западный фасады разделены лопатками на три завершенных полукруглыми закомарами прясла, центральное из которых выше и шире боковых. С востока к основному объему примыкают три полукруглых апсиды, центральная из которых по аналогии с пряслами фасадов также выше и шире боковых.
Горизонтальные членения образованы двумя отливами на уровне цоколя и хор, над верхним из которых в каждом прясле расположено по одному щелевидному арочному окну. В нижней части центральных прясел находятся арочные входные проемы с образованными прямоугольными уступами порталами, в которых сохранились двустворчатые кованые двери. Из декоративных элементов следует отметить аркатурный и городчатый пояса, проходящие под карнизом апсид и барабана соответственно. Первоначально кровля собора была позакомарной тесовой, главка вероятно была покрыта деревянной чешуей.
Собор обновлялся в 1403, 1442 и 1626 годах, в ходе последнего из ремонтов позакомарное покрытие было заменено четырехскатным.
Первые реставрационные работы проводились в 1862 году пионером отечественной архитектурной реставрации Н.А. Артлебеном, однако основные работы, сформировавшие нынешний вид собора, велись в 1891-94 годах под руководством В.В. Суслова и Г.И. Котова. В ходе реставрации был разобран западный притвор, заложен первоначальный вход на хоры, осуществлявшийся через проем на северном фасаде, а также восстановлено позакомарное покрытие кровли.
Ну а мы заглянем внутрь, где пространство четырехстолпного собора разделено на три нефа. Крещатые столбы с профилированными капителями, связанные подпружными арками, несут купольный барабан на парусах. Особенность интерьера заключается в утонении столбов кверху и незаметная для глаза стрельчатость подпружных арок. В западной части устроены хоры, открывающиеся в основное пространство тремя арочными пролетами.
В 1894 году на средства переславского купца П.Н. Кожевникова вместо снятой первоначальной была выполнена новая роспись стен и сводов (впоследствии счищены, как не представляющие художественной ценности), постланы новые полы из белокаменных плит, устроена мраморная алтарная преграда в псевдовизантийском стиле и поставлена металлическая винтовая лестница на хоры.
Проектом реставрации предполагалось восстановление фресок второй половины XII века, обнаруженных в ходе предыдущей реставрации 1862 года, однако в ходе работ выяснилось, что слой штукатурки местами отстал от каменной кладки.
Решено было снять всю штукатурку со стен и передать в музей, причем реализовывалось это весьма интересным способом: «Все фрески заклеивались холстом, затем разбивались на небольшие части и отделялись от стены вместе со штукатуркой. По мере отделения частей фресок приставлялись соответствующих размеров ящики. Пласты фресок укладывались на дно ящиков стороною, оклеенною холстом; далее, в виде опыта, внешние стороны их заливались алебастром. Появившаяся на поверхности фресок сырость от алебастра уничтожала сцепление клея, и, обернувши залитый кусок фрески другою стороной, можно было снимать и самый холст. Живопись при этом нисколько не страдала; таким образом, фрески появлялись в другом ящике на прочном основании и совершенно открытыми».
Работа, впрочем, оказалась напрасной, т.к. церковные деятели отказались заниматься снятыми фресками, а у музейщиков не оказалось денег. В результате пролежавшие год в холодном сарае древние фрески были признаны «не заслуживающими дальнейшего сохранения» и... выброшены в Плещеево озеро.
Если сравнивать состояние интерьеров с началом 90-х годов прошлого века, то можно обнаружить ряд изменений: так, иконостас пополнился совершенно неаутентичными иконами и кумачевой занавесочкой...
...а из под купола над средокрестием нависло излишне ажурное для голых стен паникадило.
Парочка вышеприведенных архивных фото взята из паспорта памятника архитектуры федерального значения «Спасо-Преображенский собор» (код 7610125000), откуда нелишним будет также привести план.
Ну а напоследок - чертежи южного и восточного фасадов собора из недавно
выполненного ЦНРПМ за 8,5 миллионов рублей проекта реставрации.
При написании поста использовалась книга Г.К. Лукомского "О некоторых памятниках старинной архитектуры Переславля-Залесского и о печальном состоянии памятников церковного зодчества Горицкого Переславльского монастыря", СПБ, 1914 г.