Путеводители и путешественники - часть Вторая

Nov 28, 2008 13:28

Читать первую часть

Во второй и третьей частях статьи разобраны 27 различных серий путеводителей, рассортированных по трем типам (для любознательных, для туристов, для путешественников) и даже по подтипам.

За прошедшие 4 года кое-что изменилось (прежде всего цены): появились новые серии (например, провокационная, но интересная серия «Твой путеводитель» за авторством Константина Генша), другие серии прекратили свое существование («Иди за мной», «Мир в рюкзаке»).
Но суть осталась той же - все новинки рынка легко встраиваются в типологию, с которой, надеюсь, выбрать путеводитель, подобающий типу поездки и бюджету, будет проще простого.






Часть II. Что и как?

Какой путеводитель?

Сегодня на прилавках книжных магазинов Москвы с десяток лейблов различных путеводителей, а в туристической мекке типа Бангкока - несколько десятков. Как выбрать нужный? Вроде бы есть «народная марка» - «Лонели Планет», однако не всех и не до конца она устраивает. Да и, к тому же, не все с английским языком в ладах. Поэтому вторая часть исследования отвлечет читателя от философских бесед о важности путеводителя вообще и даст ему, наконец, практическую информацию. На какие серии путеводителей стоит обратить внимание, и в каких случаях это стоит делать.

Рассмотренный список лейблов будет несколько шире, нежели доступный в Москве рынок, т.к. часто нужный путеводитель (или, что чаще, путеводитель по приемлемой цене) можно купить уже за порогом Родины.

Также в нижеследующем обзоре мы коснемся лишь русско- и англоязычных лейблов, т.к. другие языки все же слегка экзотичны для большинства российских путешественников.

Как вероятно уже стало понятно из исторического обзора, путеводителя для всех групп путешественников не существует. Сегодня, когда рынок путеводителей пресыщен, выжить может только тот лейбл, что четко определил для себя свой «таргэт-групп», иначе говоря, целевую аудиторию. Она может быть довольно узкой (скажем, дайверы), но если данный лейбл завоевал среди них популярность - у серии есть будущее.

Примерно так, по «таргэт-группам», мы и будем рассматривать различные лейблы. Но с одной небольшой поправкой. Т.к. большинство аудитории данного журнала потенциально можно отнести классу бэкпекеров (пусть даже большинство из них в этом и не признается), то проводить типологию мы будем с учетом их интересов. Т.е. чем данный лейбл может быть для них полезен, хоть он и не совсем для них предназначен.

Тип Первый. Путеводители для любознательных.

Путеводители данного типа - вещь в себе. Большинство из них можно покупать просто как хорошую книгу с иллюстрациями, ставить на полку и иногда перелистывать, мечтая о том дне, когда воочию увидишь то, что так красочно изображено на ее страницах. Также подобные путеводители можно использовать как наглядный материал для уроков географии и истории искусств, а некоторые можно даже рассматривать как вполне серьезные научные исследования.

Такие путеводители очищены от суетной шелухи типа списка отелей или расписания автобусов. В лучшем случае эта «бесценная» информация загнана в конец книги неким необязательным приложением (часто специально напечатана на бумаге более низкого качества). На первый же план выдвинуты множество фотографий, глубина проработки текста и наглядная подача материала. Это путеводители не для путешественников, и даже не для туристов. Да и путеводители ли это? Скорее это предварительная и дополнительная путевая литература.

Когда надо ли покупать подобные путеводители?
- Если ваша поездка не предполагает самостоятельный поиск еды и ночлега, то зачем вам тома, 60-80% которых как раз об этом. Выбирайте те книги, которые о достопримечательностях страны, а не об особенностях экономии в них.

- Вас утомляют бисерные тексты мелким шрифтом? Нет проблем. Покупайте книги, где любое описание подтверждается фотографией, а вместо двухстраничного текста о различиях фасадов Нотр-Дама показана красочная схема собора в разрезе с короткими, толковыми подписями.

- Вы решили ехать в неизведанную страну, но мало что про нее знаете. «Лонели Планет» в таких случаях не помогает. Там сплошной текст из описаний городов с незнакомыми названиями и перечень сотни каких-то храмов и замков. Как составить маршрут (время-то поездки, как обычно, ограничено)? Для этого нужна наглядная информация. Города, еда, фестивали, античные руины - все это должно ассоциироваться с хоть каким-то фотографическим имиджем. А не то получится, что вы несколько суток ехали к отдаленному памятнику истории, чтобы увидеть камни, представляющие интерес только для археологов.

Подобные путеводители, как правило, стоит читать ДО поездки, чтобы лучше представлять себе, куда, собственно, едете. Можно их и брать с собой, если тип путешествия позволяет (например, вы едете в Европу на автомобиле).

Таскать же с собой в рюкзаке подобные образцы путевой литературы отваживаются немногие, ведь помимо информации культурной они мало чем помогут путешественнику. Их тематика, зачастую, слишком общая (часто помимо фотографий текста в принципе немного) или наоборот слишком узкая, чтобы таскать их на своем горбу. Хотя некоторые из них настолько хороши, что так и тянет немного утяжелить рюкзак.

Какие же лейблы можно отнести к этой категории наглядно-информационных путеводителей? Я разбил тип на два подтипа: путеводители (скорее) наглядные (где основной упор делается на цветные фотографии и схемы, а текст принято заменять доходчивым рисунком) и путеводители (скорее) информационные (где на первом месте текст, причем такого качества, что впору переводить книгу из отдела путеводителей в более «серьезный» отдел).

Путеводители наглядные

1) Наиболее ярким представителем подтипа является серия издательского дома Dorling Kindersley («Дорлинг Киндерслей»). Dorling Kindersley (DK) - это британская гигантская компания, специализирующая на выпуске иллюстративно-познавательных книг.

Отличительные черты ее продуктов - многочисленные яркие иллюстрации, сделанные на бумаге самого высокого качества. Путеводители - лишь одно из направлений деятельности DK, которая также включает серии о спорте, бизнесе, винах, садоводстве, уходу за детьми и еще с полдюжины наименований.

Кроме того, DK делает собственные ТВ программы, в том числе на Disney Channel и на BBC. Из-за успеха последней под названием Eyewitness («очевидец») сегодня полное название путеводителя пишется как DK Eyewitness travel guide.

Путеводители DK даже по внешнему виду - произведение искусства. Их надо покупать уже только за тем, чтобы ставить на полку наряду с альбомами по живописи и архитектуре. Яркая глянцевая бумага, бесчисленные картинки и фотографии, 3-D карты. Помните пример про Нотр-Дам в разрезе? Это как раз отсюда.

Для DK это привычная манера объяснения - наглядная и простая к усвоению. И в такой же понятной и иллюстративной манере подается история страны (города), практическая информация (только здесь дается доходчивое (в картинках) объяснение самого загадочного и ставящего в тупик путешественника процесса - пользования местным метро) и т.д.

Описание области, города или его района предваряется объемной картой с указанием самых интересных мест. Непосредственно же текст представлен в виде мини-энциклопедии, где каждой мини-статье обычно соответствует пояснительная мини-картинка. Здесь же раскрываются основные ТТХ - адреса, часы работы музеев, но без указания стоимости входных билетов.

DK вообще не опускается до разжевывания для читателей информации о технической стороне поездки. Подобная информация мелкошрифтовой таблицей обычно помещается в конце регионального раздела и книги в целом. Но даже там описания отелей и ресторанов обычно напоминают художественные мини-очерки. А спецвыпуск DK «Лучшие отели Европы» скорее напоминает изысканную арт-коллекцию, нежели ответ на вопрос «где ночевать?».

Огромный плюс DK для россиян - выход этого лейбла на русском языке. До недавнего времени на прилавках магазинов можно было увидеть лишь пару книг серии (Париж, Испания и Греция). Видимо, это были пробные шары, которые успешно закатились в лузу. Сегодня вышли уже десятки наименований от Австралии до Японии. А на официальном сайте компании сообщается, что помимо филиалов в США, Австралии, Франции и Германии, открылся и российский филиал.

Есть лишь один крупный недостаток - цена. Сейчас она составляет примерно 40-50 долларов за книгу (англоязычные варианты, которые тоже можно встретить в Москве, стоят немного дешевле - 30-40 долларов). Это гораздо больше, чем стоимость других англоязычных путеводителей (той же «Лонели Планет»), что странно - ведь за рубежом цена на них одинакова (около 20 долларов). Так что DK - это как раз тот случай, когда путеводитель выгоднее покупать за границей.
К сожалению за 4 года цена на ДК на русском языке только выросла

Другое дело, что редкий бэкпекер таскает с собой DK - ведь из-за качественной бумаге это еще и самый тяжелый путеводитель в расчете на страницу. Так что серия, в основном, остается уделом туристов, у которых нет проблем с размещением и проездом, а есть только желание обогатить себя культурным наследием места (стоит сказать, что для путешественников выпускаются также мини-путеводители (как правило, по городам). Они тоже есть в российских книжных магазинах). Не случайно, именно его рекомендуют работники лектория музея им. Пушкина для зарубежных поездок.

И все же, по возможности, не пренебрегайте DK. Просмотрите его до поездки, а то и просто подарите маме или бабушке, платонически мечтающей о Лондоне или Париже. Полистав глянцевые страницы, они скажут с мечтательной улыбкой: «Словно сами там побывали».

2) Совсем недавно у DK появился конкурент на российском рынке. Это путеводители от всемирного известного журнала National Geographic (NG).

Полтора года назад журналы NG стали выходить на русском языке, а вот буквально несколько месяцев назад было широко объявлено о выходе русифицированных версий путеводителей серии National Geographic Traveler . Серия еще только зарождается - пока выпушено не так много наименований, но этого достаточно, чтобы оценить уровень издания.

Плюсы у путеводителя огромные. Во-первых, множество фотографий, со многими из которых вы уже успели познакомиться на страницах одноименного журнала. Т.е. это фотографии, снятые настоящими профессионалами своего дела. Во-вторых, это научно-популярный стиль подачи материала - опять-таки, имя обязывает. В-третьих, цветные подробные карты. Прибавьте к этому удобный, «карманный» формат и приемлемую цену для цветного путеводителя подобного объема - около 300 рублей..

Как и во всех лейблах данного типа техническая информация здесь вынесена в конец книги эдаким бесплатным приложением. Основное же внимание сосредоточено на страноведческой информации. Причем «традиционные» описания городов и памятников здесь обильно перемежаются с короткими очерками об истории, культуре и обычаях данных мест.

Остается только добавить, что серия Traveler - не единственный формат путеводителей от National Geographic. Я еще встречал более объемные NG Guides - это скорее историко-географические энциклопедии все с тем же цветным, иллюстрированным оформлением. Достаточно сказать, что на некоторые из них я ссылался при написании научных работ.
за 4 года серия раскрутилась, но и подорожала в 2 раза

3) Если вы ищете путеводитель с фотографиями, то серия «Окно в мир» - для вас. Большего количества фотоматериала нет ни в одной серии. Так что, если вы слабо представляете себе страну, куда собираетесь отправиться - даже не почитайте, а полистайте книги этой серии, посмотрите фотографии.

«Окно в мир» - русский вариант путеводителя Insight Guides, который с недавнего времени также выходит под маркой Discovery, благодаря сотрудничеству с одноименным каналом. На русском языке выпущено порядка десяти наименований от региональных обзоров (Юго-Восточная Азия, Южная Америка) до городских путеводителей (Рим). На языке Шекспира же их гораздо больше, причем встречаются уж совсем редко удостаивающиеся внимания путеводителей страны типа Пакистана.

Отличительная черта серии - довольно краткое, если не сказать поверхностное описание собственно достопримечательностей. И при этом много места уделяется истории и case study (т.е. особо интересным моментам традиционного уклада страны или ее современной жизни), которые занимают львиную долю (иногда до половины) всего путеводителя.

Такова политика серии, которая стремиться помочь вам «понять» объект описания, увидеть его «изнутри» (отсюда и название Insight Guide), а не стать очередным sightseer (т.е. осмотрщиком достопримечательностей). Может быть поэтому здесь так мало карт. Что касается технической информации, то она не просто загнана в конец, но и нарочито напечатана на бумаге более низкого качества.

В отличие от других серий, у путеводителей данного лейбла - неизменный объем. Это, на мой взгляд, ключевой момент. 300 страниц - это много или мало? Для Барбадоса может даже и много, а вот для всех стран Южной Америки - крайне мало.

Так что покупайте путеводитель с оглядкой на тему. Если это целый регион или крупная страна типа Китая, то скорее всего кроме фотографий и самой общей информации ожидать нечего. А вот 300-страничный путеводитель по тому же Барбадосу я специально купил в одном амстердамском магазинчике, чтобы использовать его в качестве страноведческого пособия. 170 страниц в нем занимает иллюстрированная история, культурные особенности страны и даже образцы местного фольклора - совсем неплохо для страны, про которую крайне мало даже сугубо научной литературы.

И последнее, цена на русское издание вполне приемлема для 300 страниц с фотографиями - 400 руб.
Уже года три как на русском ящыке в этой серии ничего не выходит - жаль

Путеводители информационные:
4) Книги этого лейбла я встречал давно, но лишь совсем недавно понял, что это не отдельные научно-популярные произведения, а серия путеводителей под маркой Odyssey . Книг в серии выпущено совсем немного (на русский язык не переводились).

И меньше половины из них посвящено отдельным странам. Куда чаще можно встретить книги про Шелковый Путь, Гражданскую Войну в США и даже книгу под названием «Женщины династии Танг». Уже из этих названий понятно, что книги написаны скорее профессиональными историками и археологами, нежели путешественниками. Так что мое заблуждение понятно.

Доставшаяся мне в Камбодже 300-страничная книга о храмах Ангкора была мало похожа на традиционный путеводитель: половина книги состояла из текстов по истории, религии и архитектуры кхмерской цивилизации ангкорского периода, а вторая содержала в себе столь детальное описание храмов, что смогла бы удовлетворить самого взыскательного маньяка от археологии и архитектуры.

Так что, если вы человек серьезный и не склонны разбрасывать свое время на чтение всяких «глупостей», то это путеводитель для вас. Кстати, если вы хотите получить максимальное удовольствие от посещение тех же храмов Ангкора (а удовольствие от увиденного обычно пропорционально количеству набранной заранее информации), купите описанную выше книгу в Пномпене доллара эдак за три у уличного торговца, а после подарите ее кому-нибудь, если не хотите таскать «лишний вес». Совет применим и к прочим книгам серии.

Кстати, о серии. Она уникальна еще и потому, что издается не в западном мире, а в Гонконге. Поэтому две трети ее книг - о странах Азии. Что же касается раздела «Европа», то там представлены следующие наименования (цитирую): Берлин, Грузия, Ливан, Москва и Петербург, Турция...

5) В самой читающей стране мира, конечно, тоже есть подобные «серьезные» путеводители. Довольно давно на прилавках книжных магазинов лежит несколько книг серии «Исторический Путеводитель» , дающий, прежде всего, историческую и культурную информацию. Среди наименований книги по Болгарии, Словакии, Кипру, Турции и т.д. Формат издания - «дешево и сердито», что предполагает бумагу туалетного качества и низкую цену (60 руб.).
За 4 года цена возросла с учетом инфляции, но и сегодня эта серия - самая дешевая из российских лейблов

6) Гораздо более толковые и проверенные путешествием путеводители данного подтипа - мини-серия «Иди за мной» . Серия авторская - все книги написаны востоковедами Д. Осиповым и С. Медведко. Это подробнейшие путеводители по историческим и культурным достопримечательностям стран Ближнего Востока.

Насколько я знаю, пока вышло всего четыре книги в серии: Сирия, Ливан, Оман и Катар. Первая вышла довольно давно и тираж в России распродан (единственное место, где я ее видел - книжные магазины в Дамаске), а Ливан и Оман пока еще лежат в московском «Доме Книги» (цена - 120 руб.).

Для тех, кто собирается в вышеназванные страны, такой путеводитель обязателен. В нем вы не найдете сведений о ночлеге и питании, зато узнаете всю практическую информацию о стране, прочтете длинный трактат об истории государства, а затем приступите к изучению его достопримечательностей.

Этот раздел авторы называют «Километр за километром». Точнее бы было назвать его «санитметр за сантиметром», так тщательно они описывают страну, не пропуская ни одной ее пяди. Что поделать - ученые… . Все объекты снабжены описанием, как туда добраться на автомобиле, так что путеводитель удобен как для автолюбителей, так и для автостопщиков.
Книги в серии больше не выходят - серия стала раритетом

7) «Афиша» . Эта серия путеводителей не совсем на своем месте в типологии. Скорее ее стоит отнести ко второму типу - путеводители для туристов: ведь все признаки налицо. В ней хватает информации об отелях, ресторанах, клубах и кафе, причем явно ориентированной на туристов среднего достатка, а не на бэкпекеров. Но текст!

Это не просто описание городских достопримечательностей, это эссе о городе. Недаром авторы выбираются даже не из числа журналистов, историков, писателей и критиков, а, прежде всего, из числа тех, кому есть, что сказать об этом городе, для кого он нечто большее, чем скопище домов, фонарей и памятников архитектуры. Слог некоторых книг серии настолько хорош, что их тянет перечитывать снова и снова.

Впрочем, снова и снова - это по желанию, а вот хотя бы разок прочесть надо. Особенно, если вы туда в скором времени направляетесь. И даже (ну, если только вы не мчитесь бегом по Европе, задерживаясь в каждом городе максимум на день) я бы рекомендовал взять такую книгу с собой. Крайне интересно перечитать ее «с пылу, с жару», сравнив впечатления.

Путеводители «Афиша» (одноименный журнал, думаю, все знают) - это замаскированное под эссеистическую путевую литературу признание в любви отдельно взятому городу. Вышло уже более 15 книг (совсем недавно - Осло). Цена варьируется от 150 до 200 руб. в зависимости от магазина. Несмотря на строгую композицию путеводителя, каждая книга - особенная, т.к. стиль автора играет очень важную роль. Личный фаворит - «Стамбул» (автор - Александр Туров).

Цена путеводителей этой серии сильно выросла (до 600 руб в среднем), но качество осталось на прежнем уровне.

8) Немецкая серия Baedeker редко переводится на английский. Мне на глаза попадался только путеводитель по США. Однако назвать его путеводителем можно с натяжкой. Скорее это подробная энциклопедия городов, штатов и национальных парков и исторических памятников страны.

Издание снабжено цветными картами и фотографиями, а также настенной картой страны (!). Надпись на обложке обещает и информацию об отелях и ресторанах. Но сведенья об отелях всей страны занимают 1 (одну) страницу из имеющихся в книге шести сотен. Не знаю, как по этому путеводителю путешествовать, но точно знаю, что как географическая энциклопедия это просто то, что надо.

Кстати это очень старая серия. По «Бэдекеру» путешествует по Египту герой одного из рассказов Лавкрафта (рассказ написан в 1908 г.).

Тип Второй. Путеводители для туристов.

Это самый расплывчатый тип. И самый малоподходящий большинству читателей журнала - самостоятельным путешественникам. И все-таки путеводители данного типа есть. И их большинство.

Их отличительные черты:

- Ориентирование на траты туриста среднего класса, а не бэкпекера (родимое пятно таких серий - перечень отелей и ресторанов начинается не с самых дешевых, но с наиболее дорогих примеров).

- Довольно поверхностное описание самой страны. Как правило, внимание уделяется лишь туристическим местам и главным достопримечательностям, тогда как второстепенные дестинации и маршруты off the beaten trek (т.е. по нетоптаным туристами дорожкам) вообще не рассматриваются.

- Слабое внимание к практической информации по транспорту (особенно вне крупных городов). Предполагается, что пользователь закажет экскурсию в отдаленный памятник старины или заповедник, а не попрется туда на общественном транспорте. Упоминание же «экстремальных» способов передвижения типа автостопа можно встретить лишь в разделе «чего не надо делать».

Выделение подтипов в данном типе - занятие довольно сложное, но я все-таки выделил два. Это путеводители для отдыха (т.е. ориентированные либо на организованных туристов-отдыхающих, либо в принципе на отдых и развлечение без серьезной экскурсионной нагрузки) и путеводители для туризма (т.е. ориентированные на расходы и заботы представителей среднего класса и состоятельных людей).

Путеводители для отдыха

9) Распространенная в России серия «Полиглот» возглавляет список. Хороший пример путеводителя для организованного туриста: коротко о главном (остальное услышишь в процессе экскурсии), разумное количество фотографий, чтобы было понятно, о чем речь, привлекательный дизайн, рейтинг интересности рассматриваемых мест (три звездочки - обязательно, две - желательно, одна - можно).

Прибавьте еще цветные карты, наличие расписанных туристических маршрутов как по стране в целом, так и по отдельным городам, небольшой вес и карманный формат, и, главное, доступную цену (от 100 руб.). Получается почти идеально для тех, кто хочет быстренько снять сливки со страны, не загружая себе голову сотней имен и названий «одинаковых» храмов и амфитеатров.

В русском варианте серия представлена довольно широко, и уже сам набор рассматриваемых стран позволяет многое сказать о направлениях развития современной туриндустрии. Все туристические мекки мира от Антальи до Ямайки здесь представлены, но, конечно, никакой Сирии или Руанды вы здесь не найдете.

У прожженных путешественников «Полиглот» вызывает лишь саркастическую улыбку и, в общем-то, зря. Это идеальное чтение при нулевом знании о потенциальной цели путешествия. Личный пример: собравшись в Малайзию, из ее природных и культурных богатств я знал лишь о башнях-близнецах Куала-Лумпура, о джунглях Таман-Негара, да о мысе Пиай.

С таким багажом знаний «Лонели Планет» читать рановато, а вот тоненький «Полиглот: Малайзия» - в самый раз. Там кратенько, доходчиво, с картинками расписываются основные чек-пойнты. После изучения «Полиглота» складывается первоначальный образ о данной стране, как об объекте путешествия. Теперь можно обращаться и к «тяжелой артиллерии».

Еще более не стоит пренебрегать выпусками «Полиглота», посвященные отдельным городам. Подробные карты, расписанные маршруты как по центру города, так и по его малопосещаемым районам, легкий вес путеводителя - все это побуждает к тому, чтобы взять его с собой в поездку.
За 4 года цена выросла в 2,5 раза. Суть осталась та же

10) Очень похожая по формату и содержанию на «Полиглот» серия Marco Polo иногда появляется на прилавках московских книжных, но чаще даже не на английском, а на немецком языке. За рубежом этот путеводитель довольно распространен - в принципе, все сказанное о «Полиглоте» относится и к нему.

11) И еще один подобный представитель (специализируется только на городах) - карманные путеводители серии World Tour - также иногда появляются в книжном магазине «Москва».

12) Один из признанных лидеров российского рынка путеводителей - французская компания «Ле Пти Фюте» , наводнившая прилавки как переводами французских изданий, так и многочисленными путеводителями по нашим субъектам федерации.

Цена на книги этого лейбла вполне приемлемая - 120-200 руб., но большинство из них явно ориентированны на туриста, которые не будет «глубоко копать» страну, а ограничиться лишь стандартным набором экскурсий местного турбюро.

Особенно показателен пример «Ле Пти Фюте: Таиланд», где довольно подробно (и весьма неплохо) описан Бангкок, затем идут статьи о Паттайе, Пхукете, Самуй, Чиангмае и их окрестностях. На этом путеводитель исчерпывается, оставляя за бортом гигантское количество интересных мест, куда, конечно, вряд ли доедут курортники и секс-туристы.

По той же причине крайне скуден выбор отелей (представлены только относительно дорогие), у музеев часто забывают упомянуть часы работы и цену за входной билет и т.д.

Я не буду перечислять все отрицательные отклики от конкретных книг серии, не тот формат. Скажу лишь, что один из наиболее серьезных недостатков русской серии - неточный перевод, который иногда искажает качественную информация.

Стоит еще заметить, что французский вариант серии заметно (в 2-3 раза) толще русского. К сожалению, мой французский не позволяет сделать сравнительный анализ и понять, а что же было изъято при переводе.

Постоянно выходят новые «Ле Пти Фюте» и по субъектам РФ - это уже плод работы русского филиала компании. Однако составлены они, к сожалению, не на основе путешествий, а на материалах краеведов, присланных в редакцию. От этого, во-первых, страдает композиция (особенно это было заметно по ранним опытам серии) - явно приходиться «сбивать» текст.

Во-вторых, многие выпуски, особенно по «экзотическим» регионам типа Чукотки и Таймыра, не дотягивают до полноценного путеводителя. Скорее это мини-энциклопедия о флоре, фауне, гидрографии и персоналиях описываемого края, разбавленная описаниями и мини-турами по его городам. Другое дело, что конкурентов-то у них здесь нет…

Впрочем, есть в серии и светлые моменты. Например, это широкий спектр рассмотренных стран. Особенно радует путеводители по странам типа Сирии или Мадагаскара (оно и понятно, бывшие французские колонии) - по ним обычно трудно найти что-либо вообще.

Кстати, стоит отметить, что большинство выпусков по бывшим французским колониям хорошо читаются и содержат гораздо больше полезной для путешественника информации, чем выпуски по прочим странам (Таиланд - не в счет). Например при поездке в Сирию я брал с собой одноименную книгу «Ле Пти Фюте» как вспомогательный путеводитель и остался им весьма доволен (хотя за основу брал, конечно, «Лонели Планет: Ближний Восток»).

Еще один плюс серии - это узкоотраслевые путеводители, ориентированные на краткосрочный туризм (напр., «Выходные в Подмосковье»), любителей ночной жизни (серия «От зари до зари»), любителей горных лыж. Особенно удачна, на мой взгляд, последняя серия, где детально описываются трассы и практическая информация для горнолыжников в различных регионах России (Кавказ, Урал и т.д.). В свете семимильного роста популярности горных лыж среди россиян, подобные путеводители - крайне удачный ход.
За 4 года цена также выросла в 2,5 раза. Зато резко улучшилось качество. Теперь Ле Пти Фюте можно отнести к числу лучших путеводителей, описывающих российские регионы. Ничего подробнее по Туве или Хабаровскому краю вы не найдете. А вот переводные книги по-прежнему далеки от совершенства

13) По аналогии с серией «Ле Пти Фюте: От зари до зари» существуют еще несколько путеводителей, ориентированных, прежде всего на городские развлечения.

Наиболее яркий пример - серия Timeout . Как и «Афиша» - это путеводитель при журнале (который, кстати, недавно стал выходить в России), в котором можно почитать и о достопримечательностях города, но они там упомянуты лишь для того, чтобы вам было чем заняться в то время, как ваш любимый клуб закрыт на санитарную инспекцию. Видимо с выходом русской версии журнала стоит ожидать в ближайшем будущем и русской версии путеводителя.

14) Из других путеводителей, направленных скорее на развлечения, чем на туризм, можно отметить Everyman City Guide , где раздел «После наступления темноты» больше по объему, нежели раздел «Что смотреть».

15) И Hachette: A Great Weekend in …. , в котором сведений о шоппинге и ночных клубах, куда больше чем о музеях. Оба лейбла англоязычны, отличаются карманным форматом и иногда появляются в московских книжных.

Путеводители для туризма.

Путеводители этого подтипа - редкие гости на московских прилавках. Для них здесь просто нет целевой аудитории - наш средний класс предпочитает либо серии типа «Ле Пти Фюте», либо, кто посамостоятельнее, - «Лонели Планет» сотоварищи.

Другое дело Европа и США - там рассмотренные ниже лейблы - знак качества, исправно снабжающие туристов информацией не один десяток лет. И выросшие из бэкпекеров представители развитого капитализма предпочитают спокойные путешествия вдали от груд 100-литровых рюкзаков и шумных компаний молодежи.

Это, как правило, путешествия на автомобиле с ночевками в отелях с парой звездочек и завтраком на увитых цветами верандах. И путеводители им нужны под стать: элегантные, удобные, с цветными фотографиями и картами, где четко, словно в энциклопедии, изложена вся необходимая информация. Нам, путешественникам, подобные дорожные спутники вполне подойдут.

Но только в отношении фактической информации. Техническая сторона дела - не на наш кошелек (хотя, если поискать, то можно под грудой «Шератонов» и «Холидей Инн» выкопать какой-нибудь Bed&Breakfast ).

16) Путеводители марки Fodor’s - одни из самых популярных в США. Одна из самых старых из существующих ныне серий (основана Юджином Фодором в 1940 г.), выпускающая под сотню наименований, многие из которых обновляются ежегодно.

Разбита на несколько серий, которые очень разнятся меж собой. Так, в 80-е, довольно успешной была “баджет” серия. Сегодня компания окончательно сориентировалась на mid-range (аудиторию среднего бюджета), на что указывает огромный банк данных отелей на ее веб-сайте.

Наиболее интересные и подробные путеводители - по штатам и регионам США (серия Compass American Guides), настолько детальные, что их можно использовать и в качестве страноведческого материала.

17) Серия Frommers - основной конкурент Fodor’s в битве за американского туриста среднего класса. По молодости (годах в 70-80-х) выпускала многоженство путеводителей типа «Мексика за 15 долларов в день».

Сейчас серия «$-a-day» осталась, но Мексика уже идет за 45 долларов в день. Даже учитывая инфляцию, это говорит о подъеме планки для целевой аудитории.

В отличие от Fodor’s здесь нет цветных фотографий, да и карты весьма редки. Зато к каждому, даже самому маленькому городку прилагается длинный шлейф из гостиниц и ресторанов.

Для российских путешественников Frommers быть полезен лишь в случае автомобильного путешествия (как правило, маршруты путеводителя даны исходя из того, что вы за рулем) и готовности выискивать дешевые услуги в конце прилагаемого списка.

18) Еще один заокеанский представитель в списке - Rick Steve’s . Рик Стив - автор знаменитой в США ТВ передачи Rick Steves' Europe, где он в легкой и даже несколько юмористической манере рассказывает о том, как лучше всего американцам путешествовать по Европе.

Побочным продуктом программы явились более 30 путеводителей по Европе под общим заголовком Europe through the Back Door («Европа через заднюю калитку»).

Книги серии написаны в яркой, «персональной», немного развлекательной манере. Дух книги можно передать репликой: «Итак, ты в Италии. Вот 10 вещей, которые ты должен здесь сделать, чтобы не получилось, что съездил зря». Список будет включать подъем на Пизанскую башню, дегустацию местного мороженного и бросание монетки в фонтан Треви.

В такой легкой манере написана и вся книга. Автор не мучает протагониста бесчисленными церквями и музеями, останавливаясь лишь на самых известных (но описывая их подробно). Для облегчения выбора маршрута есть рейтинг «звездности» места. Настроение передают и нарисованные от руки карты, где масштаб передан не в метрах, а в минутах ходьбы (этот же метод масштабирования с недавних пор применяют путеводители «Афиша»).

В целом, путеводитель замечательный, особенно если вы не стремитесь броситься с головой в омут готики и Ренессанса. Одно плохо - серия явно рассчитана на людей со средним достатком. Раздел «дешевое проживание» означает «115 евро и меньше». Хорошо живут…

19) Переходим к французам. Самый популярный путеводитель у них - это Routard , но он не переводится на английский. Зато потомки Мольера явно обогатили человечество, переведя на язык Гарри Поттера серию Michelin (“Мишлен”). В этой серии мне все настолько нравится: и дизайн, и карты, и система рейтинга, что я долго колебался, а не поставить ли ее в первый тип. Но все же это явно книга для туриста.

Французы постарались, создав, по-моему, самый эргономичный путеводитель в мире. А если вы еще и автомобилист (вариант автостопщика тоже годится) - то это просто книга для вас, т.к. она ориентирована на автомобильное путешествие.

Это также книга для тех, кто хочет посмотреть побольше, но самое интересное. Множество небольших статей по городам обязательно снабжены схемой городского центра, так что вы можете приехать, быстренько все обойти и поехать дальше. Весьма кстати и система рейтинга, наделяющая каждый пункт определенным числом «звезд».

Можно смело рекомендовать выпуски «Мишлен» по крупным городам и европейским странам (особенно по небольшим странам Европы типа Бельгии - для них это в принципе самый подробный из всех путеводителей). Небольшой формат и наличие уникальной информации и карт заставляют взять путеводитель даже несмотря на то, что его советами по выбору ночлега вы вряд ли воспользуетесь. Кстати, если вы гурман, то «Мишлен» предлагает вашему вниманию специальные гастрономические путеводители. Французы…

20) И наконец, Россия. Серия «Мир вокруг нас» долго оставалась лучом цвета в темном царстве российского пространства. Книги серии были явно сыроваты, местами наспех сбиты (особенно это касалось технической информации), но вначале альтернативы не было, а появившаяся позже «Ле Пти Фюте» грешила тем же самым. Теперь серию купил журнал «Вокруг Света» и переименовал ее, сообразно своему названию.

Сейчас серия четко делится пополам. С одной стороны, это книги по зарубежным странам и регионам (Германия, Италия, Юго-Восточная Азия), где дана только фактическая информация о городах, есть исторический и практический разделы, а технической информации нет вовсе.

С другой - путеводители по российским областям, где авторы тщательно проверяют расписание музеев и адреса гостиниц. И все же они еще отдают сухим официозом времен «Мира вокруг нас». Нет пока живости, которая сделала «Лонели Планет» самым продаваемым путеводителем в мире.

Если в ближайшем будущем появится сильный технический раздел, с одной стороны, и живой субъективизм, с другой, то мы рискуем получить российский вариант «Лонели Планет». Тогда путеводители «Вокруг Света» заслуженно займут место в третьем типе, о котором ниже. А пока это все же путеводитель для туристов.
За 4 года серия разрослась и стала самой мощной в Росии. Но "русской Лонли Планет" так и не стала. Возможно потому что рынок этого пока не требует?

Окончание следует...

Читать третью часть

публикации и статьи, путешествия, мини-путеводители

Previous post Next post
Up