Десятилетию «Небесного Эскафлонэ» посвящается.
Этот 26-серийный сериал несколько лет назад прилично выбил из-под ног шаткие подпорки реальности. Состоялось, по большому счету, настоящее возвращение в аниме. Поскольку этот период, пожалуй, можно уже считать в своем роде свершившимся, стоит попытаться кратко обрисовать, что, откуда и куда.
Хитоми Канзаки, 15 лет, девочка-медиум, в чьем имени уже заключена способность к истинному зрению: «радужка глаза», способная видеть невидимое. Пока она не выпускает из рук колоду Таро - невинная девичья забава, гадание, притягивающее катастрофы. Когда произойдет настоящее пробуждение - ненужным станет амулет-маятник, бабушкин подарок (вот вам и «нити судьбы» - предназначение передается через поколения по законам крови), тогда она сможет сказать: «Я больше не гадаю».
Влюбленность Хитоми, неподлинная, обманчивая, - всего лишь отголосок родовой памяти, чья амбивалентность еще отразится в зеркале двойников, все же позволяет ей со своей стороны на время соединить два мира - мир Земли и мир планеты Гайи (Геи). С другой, изнаночной стороны совершает свое движение - с Гайи на Землю - второй герой этой истории.
Мальчик-король, мальчик со шпагой (оговорилась по-Крапивину, - на самом деле с катаной), и вправду, Крапивинский персонаж: преданный братом сирота, свободно путешествующий между мирами, наследник погибающего королевства, полководец разбитой армии. Мальчик с котенком (увы, по законам аниме, в коты записываем и девочек-кошек).
Чтобы доказать свое королевское происхождение, Вану Фанелу предстоит убить дракона (а, как известно, на это способен лишь тот, в ком течет кровь победителя чудовищ, недаром Фанелия - это земля драконов, которой правит род Драконов, а уж о матери Вана - разговор вообще отдельный). Убивший дракона становится обладателем драгоценного камня энергиста, который один способен привести в движение древнюю боевую технику, гигантских роботов, которые охраняют границы России с Китаем…уф, это я увлеклась, имелось в виду последняя надежда маленького горного королевства, в одиночку противостоящего тоталитарной империи Дзайбах - боевой доспех Эскафлон, поглощающий душу своего владельца, становясь его броней.
Кто и когда создал роботоподобную технику, используемую туземцами для истребления себе подобных, становится ясно лишь ненамного, когда по сигналу разбитого в бою Эскафлона из пустоты материализуются низкорослый волшебный народец гишпанцев (так вошло в русский перевод, а на деле звучит вроде hispano), обладающих высокими технологиями.
Камень аспид находят в голове аспида-змея, кто владеет тем камнем, не тонет в воде и излечивает хворобу, о которой, впрочем, не буду распространяться, так как далеко это заведет от истока рассказа.
Драгоэнергист - сердце дракона, кстати, можно вполне безболезненно забрать из грудной клетки мертвых ящеров на пресловутом драконьем кладбище, но это дело к лицу смердам, а не королям. К слову, на Гайе существуют и другие компактные источники мощной (электро) энергии. И опять-таки, к слову - драконы Гайи - существа мерзковатые, крылатые ящерицы, не больше.
Как бы то ни было, охота на дракона открыла ту скважину между мирами, в которую и упала незадачливая гадалка на картах Таро.
Следующая загадка - император Дорнкирк, возглавивший империю Дзайбах с одной простой целью всех осчастливить, создатель, а точнее, воссоздатель атлантической машины судьбы - типичный антиалхимик, направивший мастерство Великого Делания вовне, вместо того, чтобы переплавить в тигле себя самое. И какая роковая ошибка - взять на службу предателя. Кто его знает, наследника Драконидов, когда в нем недобитый национализм проснется, когда он заплачет по сожженной Фанелии? Хотя Фолкен Лакур де Фанел фигура весьма колоритная - недаром кошки так привязаны ко всем потомкам драконов. В полнометражном фильме Дорнкирк и Фолкен сольются в одну фигуру ангела, обрубившего свои крылья ради уничтожения мира под песню Крылатой богини, Tsubasa no Kami.
Гайя, созданная коллективным разумом атлантов, Машина Судьбы, за которую они понесли заслуженное наказание в прошлом и которую их потомки могут разрушить, если, наконец, догадаются о своих силах и предназначении.
А так может показаться, что все кончилось совсем не привычно: положа руку на сердце, разве «жили они долго и счастливо»? Гайя остается Гайей, а Земля - Землей. Исполнив свою роль, героям предстоит расстаться и только фэндом, рассюсюкавшись, будет плодить клоны-фанфики, в которых Хитоми встретится с Ваном год, десять, пятнадцать лет спустя... Завидный поворот сюжета, похвальное решение сценариста, за механикой драматургии скрывающее системную закономерность, архетипическую раскладку, обрисовывающее подлинную суть со-единения сил - ничто не имеет конца. Просто это рассказ не для этой системы координат.
(Сознательно за бортом оставлены история инверсии Диландо-Селены и их пиромания, рыцарский кодекс Аллена Шезара, зверолюди, космополитизм купца Драйдена, спонсирующего антиимперское движение, разница между фильмом и сериалом и т.п. и т.д.).