Почему я (скорее всего) не стану математиком

Dec 02, 2013 23:59

    Забавно. Третий год аспирантуры. И есть ощущение, что за эти годы я работал над собой довольно много, изучил разные сложные вещи, стал смотреть на математику по-другому, поменял своё отношение к ней... Материала для кандидатской - примерно ноль. Самое удивительное, что я в общем-то с самого начала в глубине души был уверен, что так и будет. И не особо по этому поводу переживаю. Я даже думаю, что есть неплохая вероятность, что когда-нибудь я кандидатскую напишу. Но это не главный вопрос, который я ставил перед собой на время учёбы в аспирантуре. Главный, естественно, вопрос: "А буду ли я продолжать ей заниматься дальше, стану ли я математиком?"

Этот пост не был бы написан, если бы не ряд наблюдений, которые сложно было не сделать в последнее время. Наблюдения о том, кто становится математиком, кто становится посредственным математиком, кто становится не математиком и вообще. Вот, например, уж сразу: да. И, да, этот пост не о моём разочаровании в моём математическом будущем. Такого разочарования нет. Уже после окончания университета я понимал, что буду слабым аспирантом, и адекватно расценивал аспирантуру лишь как небольшой шанс (и этот шанс остаётся и по сей день). Тем не менее, есть разочарование в "естественном научном отборе", который с одной стороны, можно повернуть в свою сторону, с другой - как-то тоскливо будет это делать.

Именно сейчас про тех, с кем я плечо о плечо учился математике в школе, в университете, в аспе, начинает становиться понятно, кто к чему в итоге пришёл. И шутка в том, что дай мне на определённом этапе десять человек наугад из тех, с кем я учился, я бы, зная в общем-то о них и математике довольно многое, никогда бы правильно не определил, кому какое будущее в математике уготовано. Почему-то мне всегда казалось, что математика есть нечто совершенное и в конечном счёте должна способных трудолюбивых людей притянуть, а остальных отсеять. Но оказалось, что шутка в том, что остаётся в математике ровно тот, кто себя математиком идентифицирует. А успехи и способности - дело совершенно второстепенное.

Июнь месяц - это замечательное время. В новостной ленте во вконтактике в это время у нас появляется серия фоток "Я умный, красивый и в пиджаке на фоне моего крутого научного исследования с важным видом" или, по-другому, "Студент мехмата защищает свой говнодиплом" (ну, и параллельно, естественно, "Я умная, красивая..."). Забавно в общем. Моё внимание на это обратил один хороший человек, друг (не уверен, что желающий быть тут упомянутым), заметивший, что его это несколько раздражает: "Девочки-то ещё ладно, им можно, но парни..." Я хочу из всего этого лишь выделить образ эдакой типичной девочки (на всякий случай отметив, что этот пост будут читать девочки, которые под этот образ не подходят, а заодно отметив, что под этот образ подходят не только девочки). Типичная девочка, которая фотографируется на фоне своей дипломной работы. Типичная девочка, учась в матклассе, в матвузе, в компаниях будет говорить о себе: "Я - математик". После окончания университета я скажу: "В математике я полное говно." Я смогу это вполне рационально объяснить и далее буду пытаться исправить положение вещей. Типичная девочка после окончания университета в математике будет понимать даже меньше меня, но окончанием университета будет гордиться, будет воспринимать это как важный этап в построении своей будущей карьеры. И никто не посмеет её в этом разочаровать. И не надо видеть в моих словах какую-то неприязнь к этому образу типичной девочки. Может быть, оно всё правильно. Типичная девочка после окончания университета будет хорошо знать иностранный язык. Возможно, она поедет продолжать своё обучение за границу и в какой-нибудь математической или околоматематической области карьеру успешно сделает ну или просто удачно выйдет замуж. К математике, как я её воспринимаю, это, правда, скорее всего не будет иметь никакого отношения, но это всё мелочи.

Так уж у нас завелось, что если аспирант защищает кандидатскую (или, например, студент защищает диплом), то независимо от уровня работы в 99% случаев его ждёт успех. Не секрет, что при этом уровень работ во многих случаях (минимум в половине) откровенно слабый, причём члены диссертационного совета обычно об этом понимают. Тем не менее аспиранта со слабой кандидатской не заваливают. Ну, типа всем лень, нет смысла и т.п. - и это ладно. Затем произносятся хвалебные слова, устраивается банкет в честь новоиспечённого кандидата, на котором все пьют в его честь. Эх, а почему бы, принимая решение о присвоении звания, не говорить соискателю: "Вы - говно, а не математик. Зачем вы напялили на себя этот пиджак? Вы выглядите смешно. Звание кандидата мы вам присваиваем только потому, что не хотим видеть вашу тупую наглую рожу, если вам, вдруг, придёт в голову защищаться ещё раз. А теперь потеряйтесь где-нибудь и не попадайтесь нам на глаза, пока не сделаете в математике, действительно, чего-то стоящего." Сюр, конечно, но было бы так мило...

Третий год в аспирантуре. Цели в математике? А я не хочу посвящать жизнь математике. Даже такая в общем-то почти недостижимая перспектива типа решить крутую открытую проблему меня не сильно привлекает. Не говоря уж о перспективе строить карьеру. С удовольствием слушаю курс Саши Кузнецова, временами с удовольствием чего-то локальное изучаю и решаю. Как всегда, в каждом движении, которое я наблюдаю, чувствую нелепость. Оттого сам двигаюсь ещё более нелепо. Иногда иду по улице - знаю куда иду - ровным шагом. И вдруг - хоп, короткое замыкание в мозгу - хочется доказать, что живой, что движения мои не автоматичны, и я, например, внезапно замираю или в прыжке делаю разворот на 360 градусов или любое другое действие, выбивающееся из общей колеи. Оглядываюсь по сторонам, убеждаюсь, что ничего доказать не получилось, и разочарованно делаю следующий шаг. Сидя на математической лекции, я не могу не замечать нелепой концентрации веры присутствующих в осмысленность происходящего. Но, иногда задаваясь вопросом: "А что если сейчас залезть на парту и начать плясать?", - я всё же не нахожу никакого другого выхода кроме того, как примкнуть к этой общей вере. А ответов у меня нет. Я абсолютно убеждён, что двадцать минут прошлогодней конференции в Тольятти прошли бы не менее осмысленно, если бы вместо того, чтобы читать доклад про стек модулей некоторых многообразий, я просто бы корчил аудитории рожи.

Рома nauhom (да и не только он), которому я временами надоедал своими разговорами о несовершенстве мира, говорил мне, что с моим отношением к жизни невозможно существовать. А я и существую весьма своеобразно. С частым ощущением бессмысленности всего происходящего, но тупым стремлением к совершенствованию. Стремлюсь, занимаясь математикой, музыкой, спортом с периодическим уклоном то в одну сторону, то в другую, и отсутствием глобальных целей в чём-либо ни было, в том числе и в жизни вообще. Пытаюсь получить наслаждение от текущего момента и всё. А шансов найти какой-то глобальный смысл становится всё меньше.

Нет никаких сомнений, возможность собственноручно упустить своё счастье - это справедливо. Под этим знаком, кажется, проходят последние годы моей жизни. На возможности глобальных перемен я смотрю с тоской, ибо не покидает ощущение, что самая главная возможность уже упущена. Со временем возможностей становится всё меньше, такова жизнь. Но математикой пока можно продолжать заниматься. Наверное, можно взять и внезапно уехать в аспирантуру за границу, как многие и делают. Этот пост не о моём разочаровании в моём математическом будущем. Вообще нет.

теграндом

Previous post Next post
Up