Jun 02, 2009 14:08
За свои 1100 лет существования повоевать Россия успела много, со вкусом и не всегда с однозначными результатами. Историки сохранят всё, до чего докопаются, а вот простые люди запомнят лишь то, что им популярно расскажут. Знания о том, как и с кем воевала Родина, прививают со школьных лет. Вот я и попытался повспоминать, о каких ратных подвигах мне рассказали детские книжки, изданные в Советском Союзе.
Давным-давно храбрые русские князья рубились с печенегами, половцами и прочими татарами; Олега укусила змея, Илья скрутил Соловья, дружина пирует на бреге. Невский выгнал Орден, а Донской - Орду. Потом ничего не происходило, пока Сусанин, Минин и Пожарский не дали по шее полякам. Гоголь писал о каких-то козаках-бульбах, но они в мою стройную систему русских военных побед не ложились. Дальше Петр прорубил окно и разбил шведов. Суворов успешно изводил турок и бегал по Альпам наперегонки с французами. Затем Кутузов, Давыдов и Василиса Кожина навешали Наполеону. Потом начались туманные, неопределенные конфликты: Лермонтов с какими-то горцами, Толстой в Севастополе, страшные среднеазиатские картинки Верещагина, освобожденные неизвестным образом болгары и не сдающийся «Варяг». А дальше уже Гражданская, Чапаев-Буденный, и некие белофинны, которые появились в единственной книжке - «Тимуре и его команде». И под конец - тонны однообразных текстов про ВОВ, про паренька-разведчика, про смелую пионерку, про воздушный таран, грудью на амбразуру и Егорова с Кантарией. Где-то всплывали японцы, но я не помню.
Сейчас наглядно видно, какие конфликты выпали из поля зрения детской литературы. Нетрудно сообразить, почему: поражения отметались сходу, а остальное требует комментария. Грозный брал Казань, Астрахань и Новгород - пойди объясни ребенку, на кой черт царь захватывал русские города. С Ливонией не задалось, Смута слишком смутная, с Польшей у Алексея Михайловича вышло неинтересно. Петр, конечно, воевал и на югах, да как-то бестолково. Бесконечные русско-турецкие однообразны, потому только Измаил. С Семилетней вообще не понятно - мы то за тех, то за других. Аустерлиц пропустим, чтобы не путали с Бородино. Завоевание Кавказа, Средней Азии и Сибири - это не войны, а мирное присоединение братских народов. В Первую мировую только и делали, что обнимались в окопах с немцами и западными славянами. А после 45-го мы и не воевали нигде, почитайте, дети, лучше про пограничников с собачками.
Интересно, сейчас корпус текстов для «детской истории» меняется? Ведь с развала СССР уже 18 лет прошло.
СССР,
история