20 лучших фильмов 2000-2009 годов

Dec 27, 2009 14:41

В конце года многие ЖЖ-френды стали подводить киноитоги: что интересного выпустил Голливуд и его конкуренты за 2009. Но я решил пойти по стопам Квентина Тарантино, который выдал двадцатку лучших фильмов за последние 20 лет. Правда, я ограничусь 10 годами, потому что через несколько дней кончаются «нулевые годы» и можно финализировать итоги очередного кинодесятилетия.

Сократить список до 20 позиций было непросто. Но сокращать такие перечни обязательно надо, чтобы оставались лучшие из лучших. Одним из критериев отбора была «смотрибельность» - никакого скучного фестивального кино я в свою двадцатку не допустил. Другой критерий - личные субъективные впечатления. Ленты, которые перевернули мое представление о кино; фильмы, содержащие необъяснимую магию. Еще критерий - не больше одного фильма на режиссера.

Перечисляю в алфавитном порядке, место в списке не имеет значения. Хороша вся двадцатка.


Алатристе Агустина Диаса Янеса (Испания). Вот как надо снимать исторические приключенческие ленты. Здесь и дух мушкетерства, и современная кровавость, и картинная красота: некоторые сцены напоминают о полотнах великих испанских живописцев.

Апокалипто Мела Гибсона (Голливуд). Я не подозревал, насколько не прост старик Мел, пока он не сделал «Страсти Христовы». Следующая его картина оказалась еще мощнее - это как раз тот случай, когда один фильм может полностью поменять впечатление о киноязыке.

Башмаки мертвеца Шейна Мидоуза (Великобритания). Мидоуз - самый яркий в новой британской кинодвижухе, а «Башмаки» - самая впечатляющая его вещь, снятая за полтора пенса.

Властелин колец: Братство кольца Питера Джексона (Голливуд). Первый фильм трилогии наиболее гармоничный. У Питера пока еще всё в порядке с чувством меры, и идет лента меньше 3 часов.

Воспоминания об убийстве Пон Чжунхо (Южная Корея). Второй фильм Чжунхо - «Хозяин» - тоже очень сильный, но я выбрал его первую работу, потому что в ней нет ничего лишнего. Такого детектива без преступника мы еще не видели.

Город бога Фернандо Миреллеса и Кати Лунд (Бразилия). Безумная этнография нищих фавелл. Самый впечатляющий фильм о детской преступности. И не ясно, где кончается гротеск и начинается суровая правда.

Город грехов Роберто Родригеса (Голливуд). Один из редких фильмов, которые хочется пересматривать сразу же, как увидел его впервые. Уж не знаю, сможет ли Родригес выдать что-то более значительное.

Догвиль Ларса фон Триера (Дания). Фон Триер - не режиссер, а экспериментатор, развенчиватель мифов о кино. «Догвиль» - не столько апогей борьбы с правилами «старого кино», сколько его самая «массовая» и смотрибельная вещь.

История насилия Дэвида Кроненберга (Голливуд). Дэвид «вернулся» еще в 1999, сняв «Экзистенцию». А «История насилия» - это его второе возвращение, в жанре реалистичного кино. И хотя это экранизация графической новеллы (комикса для взрослых), впечатление достоверности остается сильное. Дальше ту же тему он развил в «Восточных обещаниях».

Крадущийся тигр, невидимый дракон Энга Ли (Китай). Этот фильм изменил мое отношение к восточному кино. И в понятие «красивое кино» я стал вкладывать иной смысл. Пересматривал раз десять и считаю, что за истекшие 10 лет именно этот фильм оказал самое сильное влияние на мировой кинематограф.

Кунг-фу Стивена Чоу (Китай). У нас прокатывался как «Разборки в стиле кунг-фу». Меня поразило, насколько гармонично можно сочетать несочетаемое в одном фильме. Взорвал мой мозг на пресс-показе.

Онг-бак Прачьи Пинкаю (Таиланд). И вдруг все осознали, что самые крутые боевики о восточных единоборствах теперь делают не в Гонконге. Фильм как будто из 80-х годов, только в десять раз жестче, чем тогда умели.

Парфюмер Тома Тыквера (Германия). Тыквер удивляет разнообразием того, что умеет. Но все равно никто не ждал, что он сможет экранизировать запахи.

Пророк Жака Одияра (Франция). Единственный фильм в списке, снятый в нынешнем году. Восхождение к власти без лишней рефлексии.

Убей Билла Квентина Тарантино (Голливуд). Слишком затянут, можно было бы слить воду и уместить всё в ёмкость одной ленты. Но стилистически - безупречно.

Удивительная история Амели Поулен Жан-Пьера Жене (Франция). Настоящая магия кино. Сам Жене не может повторить, сколько ни пытается.

Хватай. Гая Ричи (Великобритания). Он же «Большой куш». Да, это то же самое, что «Карты, деньги, два ствола». Только еще быстрее, смешнее и отвязней. И сделать так же Ричи уже, видимо, не способен.

Черная книга Пауля Верховена (Нидерланды). Верховен вернулся Верховеном. Очередная «блондинка Верховена», как обычно, великолепна. Самая провокационная и резкая картина про Сопротивление (да-да, всякие «Беславные ублютки» нервно курят в углу).

Шон из мёртвых Эдгара Райта (Великобритания). Редчайший случай: не ожидаешь от фильма вообще ничего, ведь по названию и синопсису - полная пустышка. А фильм оказывается гениальным. Очень смешно, очень грустно.

Шрек Эндрю Адамсона и Вики Дженсона (Голливуд). Единственный мультфильм за 10 лет, достойный упоминания. Все остальные - лишь его клоны.

* * *

Теперь можно подумать, а кто у нас был главным актером (или актрисой) десятилетия? Смотрим получившийся список. У одного актера две главные роли и одна очень важная второстепенная. Поздравляю Вигго Мортенсена, он за эти 10 лет был лучшим. :)

Что пришлось выкинуть из двадцатки, чтобы она превратилась в двадцатку? Всё не упомню, но вот, к примеру: Машинист Брэда Андерсона (Испания); Трудности перевода Софии Копполы (Голливуд); Очень страшное кино братьев Уэйансов (Голливуд); Девять королев Фабиана Белински (Аргентина); Американский психопат Мэри Харрон (Голливуд).

Если вы видели все фильмы двадцатки, то прекрасно понимаете, как развивался мировой кинематограф в последние десять лет.

Теперь вы можете меня отругать.

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up