Вчера
заговорил о том, что фильмы о повседневности, искажающие реальность, быстро устаревают. А вот кино, которое буквально отражает действительность, наоборот, будет смотреться актуально и свежо спустя десятилетия.
Меня как киномана иногда спрашивают, а что я могу посоветовать посмотреть из старых фильмов? Вот как раз тот случай - нестареющее кино про настоящую жизнь «там и тогда». Одно из моих любимых течений в киноискусстве - итальянский неореализм. Это период примерно от конца 40-х до начала 60-х. Фильмы этого направления отличались отсутствием декораций, порой - непрофессиональными актерами: съемки шли здесь и сейчас. И это не мешало итальянцам снимать самые красивые ленты в киноистории. Вот субъективный список самых смотрибельных.
Основатели неореализма
1. Роберто Росселлини считается основателем течения, но его первые фильмы беспросветно мрачные, потому не буду их рекомендовать. Но если вам все равно интересно, ищите «
Рим, открытый город» (1945) и «
Германия, год нулевой» (1948).
2. Второй основатель течения - Витторио Де Сика. Краеугольный камень неореализма - «
Похитители велосипедов» (1948), почти настолько же беспросветный, как первые фильмы Росселлини. Зато уже следующий и, вероятно, лучший фильм Де Сики очень жизнерадостен - это «
Чудо в Милане» (1951).
3. Третьим основателем иногда числят Лукино Висконти, который привнес в сцены из реальной жизни психологизм Достоевского. Собственно, он даже его экранизировал, правда, действие «Белых ночей» перенесено в тогдашнюю Италию (1957). Самое знаменитое неореалистическое кино Висконти - «
Рокко и его братья» (1960).
Ниспровергатели неореализма
4. Ну и были более молодые режиссеры, которые пришли закрывать тему неореализма. Во-первых, Микеланджело Антониони, который снял, пожалуй, самый красивый фильм в истории кинематографии - «
Приключение» (1960). Продолжил он «
Ночью» (1961).
5. Во-вторых, самый независимый из всех независимых - Пьер-Паоло Пазолини. Его первый же фильм «
Аккатоне» (1961) стал культовым, а второй - «
Мамма Рома» (1962) - уже последним, который он снял в ключе неореализма.
6. Ну и наконец, шестой в моем списке, третий среди ниспровергателей, но на самом деле первый надо всеми - Федерико Феллини. Его самый пронзительный неореалистичный фильм - «
Ночи Кабирии» (1957). Можно сказать, что именно Феллини «закрыл» неореализм, сделав этот стиль устаревшим. Для этого потребовалось снять «
Сладкую жизнь» (1960), которую растащили на киноцитаты.
Неореализм и вообще итальянская киношкола были тогда самыми влиятельными в мире, отразившись и на французской «новой волне», и на советском оттепельном кино, и даже на Голливуде, который стал искать правды жизни.