Балтийский марш: Итоги

Sep 24, 2010 15:27

Подвожу итоги балтийского путешествия на машине. Оно заняло 12 дней: каждому дню посвящен отдельный пост в дневнике, все они доступны по тегу « балтийский марш». Далее подробности поездки: выбранный маршрут, бюджет и кратко о посещенных 18 городах и весях.

Маршрут начался с шоссе Москва-Рига и закончился шоссе Минск-Москва. Выглядел он примерно так:




Для въезда в Прибалтику и Польшу нужна шенгенская виза, у нас они уже стояли, полугодовые испанские, полученные для майского путешествия. Поэтому обращение в посольство не потребовалось. На машину нужна «гринкарта», то есть страховка для зарубежья - и всё, можно смело ехать в Европу.

Маршрут и ночёвки

Я специально не бронировал гостиницы заранее, чтобы быть свободным в изменении маршрута. Захотим - останемся где-то подольше или, наоборот, уедем раньше. Предполагалось, что в каждом отеле есть интернет и с его помощью можно бронировать гостиницу на следующий день. Так оно и вышло, за исключением Белоруссии: в интернете нет белорусских гостиниц, а в белорусских гостиницах - интернета.

Запланированный маршрут менялся дважды. Первым выпал Брест, когда я окончательно убедился, что между Брестом и Гродно не существует дороги и нужно делать немалый крюк. Ладно, Брест можно посмотреть при любой другой поездке в Европу, он по дороге на шоссе Москва-Берлин. В последний день, после остановки в нецивилизованнной гродненской гостинице, выпал вариант с ночёвкой в Могилёве - я не смог забронировать там номер заранее. Заодно спрямился обратный маршрут: я хотел ехать из Могилёва в Калугу и там ночевать, но нет Могилёва - нет и Калуги. Правда, пришлось проехать за день из Гродно до Москвы очень утомительную тысячу километров.

Маршрут также пополнился двумя достопримечательностями, которые посоветовали ЖЖ-друзья и ради которых не пришлось удаляться в сторону: Арайша и Рундальский дворец (и то, и другое - в Латвии).

Изначально я закладывался на 14 дней плюс 2 дня в запасе. В итоге всё путешествие длиной чуть больше 3600 километров прошло за 12 дней с 11 ночёвками:
- 1 в Тарту
- 2 в Таллине
- 2 в Риге
- 2 в Вильнюсе
- 1 в Каунасе
- 2 в Варшаве
- 1 в Гродно

Поскольку многих пугает процедура переезда границы, сообщаю: оба раза переезд занял по полтора часа и оба раза нас не досматривали («откройте багажник» - и всё; похоже, это реакция на внешний вид пассажиров и московские номера). Правда, я специально выбрал не самые популярные переезды: Печоры (Псковская область РФ) - Эстония по пути туда и Белосток (Польша) - Гродненская область БССР по пути обратно. Говорят, что традиционные въезды по дорогам Москва-Рига и Минск-Варшава куда более загружены. На всякий случай: на российско-белорусской границе легковые машины никто не останавливает, там свободный проезд.

Бюджет

«Гринкарта» на 2 недели стоила 2000 руб. Расходы на бензин - около 8000 руб (в Белоруссии бензин в полтора, а в ЕС - в два раза дороже московского). На гостиницы (двухместные номера с завтраком от ** до **** при средней стоимости чуть больше 50 евро за номер в сутки) - около 20000 руб. В сумме приблизительно 30000 руб., плюс музейные билеты, эпизодические такси, сувениры и рестораны.

Дороги

На всём маршруте лучшее покрытие на дорогах - в Эстонии и Белоруссии. Характерный пример: при выезде по качественной дороге местного значения из Эстонии после щита «Добро пожаловать в Латвию» она превращается в грунтовку. Худшее покрытие - как обычно, в Тверской области.

При этом удобные четырехполосные шоссе находятся в Литве и Белоруссии, а также местами - в Польше. В Белоруссии, правда, большие старые куски шоссе расширяют прямо сейчас - работы всё еще идут. При ремонте дорог как полные разгильдяи ведут себя только литовцы: для них нормально перекрыть выезд из города и не поставить указателей объезда.

Максимальная разрешенная скорость - 120 км/ч на магистрали Минск-Москва, но эта радость заканчивается еще до границы с РФ. В Литве тоже есть магистрали, по ним можно идти 110 км/ч.

Вежливее и аккуратнее всех водят эстонцы, потом латыши. Поляки водят как полные м***ки, не соблюдая ни скоростного режима, ни разметки.

Про парковки. Я всегда брал гостиницы, у которых есть своя стоянка. Но при проезде достопримечательностей парковка рядом с ними часто платная (15-30 руб. в час). В Литве платил через паркоматы, которые «кушают» только монетки и не дают сдачи. В Польше бланки для парковки продаются в киосках. В обоих случаях бумажку, на которой отмечено время, нужно оставлять под лобовым стеклом. Нарушителей вывозят эвакуатором или ставят им блокиратор на колесо.

Что смотреть

Разумеется, перед столь длительной поездкой нужно определить, что именно вы хотите посмотреть в первую очередь, ибо не объять необъятное. Нас более всего интересовали, как обычно, памятники архитектуры, главным образом средневековые. Поэтому автоматически отпали природные пейзажи, балтийские пляжи и города, в которых не сохранилось ничего старого. Поэтому такие туристические местечки, как Пярну, Юрмала, Клайпеда и Паланга не попали на нашу карту. Кроме того, мы уже посещали многие достопримечательности в восточной части маршрута: те, что в Белоруссии и в Псковской области. Что же мы увидели сейчас?

Увидели мы земли, которые были в разное время территорией рыцарских орденов, Шведской короны, Ганзейской лиги, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи, а иногда становившиеся самостоятельными. Итак, по порядку посещения.

Тарту
. Он же русский Юрьев и немецкий Дерпт. Город самого старого университета Российской империи, правда, нынешнее здание построено в XIX веке. Есть ратуша и симпатичные средневековые улочки ганзейских времен. Самое интересное - кирпичные руины готического собора. Собор, на мой взгляд, стоило бы восстановить - к черту романтику развалин:


Таллин
. Он же немецкий Ревель и русская Колывань. На мой вкус, самая интересная локация за это путешествие, с очень целостным средневековым обликом (спасибо ганзейским купцам). Великолепный Старый город внутри крепостных стен:


Цесис
. Он же немецкий Венден и русская Кесь. Помимо собора Ливонского ордена смотреть нужно Венденский замок XII века, который, хоть и руинирован, но дает хорошее впечатление о том, что такое цитадель рыцарского ордена:


Арайша
. Село на берегу озера, в нескольких километрах от Цесиса. Разрушенный до фундамента рыцарский замок не заслуживает внимания, зато реконструированное поселение языческих балтов (IX в.), расположенное в центре озера - штука отменная:


Сигулда
. Главной достопримечательностью этого горнолыжного курорта считают поместье Кропоткиных (конец XIX века), но куда интереснее расположенный рядом замок Ливонского ордена. Вот это уж точно - самые романтичные руины из виденных мной:


Турайда
. Деревенька рядом с Сигулдой. На живописной горе стоит ярко-красный Турайдский замок XIII века, принадлежавший Рижскому архиепископу. Даже если сделать скидку на то, что это, по большей части, новодел, все равно здорово. Когда у нас научатся так проводить реставрацию?


Рига
. Самый эклектичный город нашего путешествия, с самой большой долей русскоговорящего населения. Есть у Риги своеобразие:


Бауска
. Имеется сильно перестроенный замок, ради которого ехать сюда не стоит. В общем, Бауску можно пропустить:


Пилсрундале
. Зато рядом с Бауской герцог Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны, решил построить шикарный дворец с парком. Архитектор Растрелли своё дело знал:


Кернаве
. Так называемая «Литовская Троя», археологический заповедник, в котором ученые дорыли до эпохи неолита. Столица языческих балтов, ее спалили немецкие крестоносцы в конце XIII века. Город больше не возобновлялся, а балты наконец-то крестились. Остались валы да курганы:


Вильнюс
. Он же польский Вильно и русская Вильна. Город виленского барокко и огромного числа католических и православных церквей, а вот синагоги были разрушены (в начале XX века половину населения составляли евреи):


Тракай
. Тракайский замок XIV века - резиденция Великих князей Литовских. Восстанавливать его стали советские ученые из чудовищных руин, стоящих посреди озера. Процентов на 70 - это новодел. Но очень качественный и красивый:


Каунас
. Он же польский Ковно. Самый литовский город с точки зрения литовцев. Центр очень компактный. Восстановлена от фундамента местная средневековая крепость, есть несколько перестроенных готических церквей. Пожалуй, самая честная достопримечательность - это Ратушная площадь:


Сувалки
. Остановились, чтобы перекусить, а смотреть тут, вообще говоря, нечего:


Варшава
. Во Второй мировой польскую столицу практически сравняли с землей: вспомните страшные финальные кадры «Пианиста» Романа Полянского. Поляки всё аккуратно восстановили, в большинстве случаев - от фундамента, используя предвоенные картины и фотографии. Огромное уважение им за это. В отличие от провинциальных прибалтийских столиц, это настоящая европейская столица:


Белосток
. В 1939 Сталин по соглашению с Гитлером присоединил его к СССР, но в 1944 вернул обратно полякам. Город интересно сравнивать с таким же точно по населению Гродно (и там, и там по 300 тыс. чел.), который оставался в БССР. Европейская цивилизация заканчивается где-то на 80-километровой дороге между двумя городами. В Белостоке есть огромная Ратушная площадь с костёлами, но местом притяжения туристов служит дворец Браницких (XVII век), называемый «подляшским Версалем». Вспоминая анекдот, «яка дзяржава, такий и Версаль»:


Гродно
. Белорусский кусок Польши. Крупный для БССР город, но жутко провинциальный. Остались сильно перестроенные замок и католические монастыри, барочный кафедральный собор, королевский дворец (советский новодел). Главный аргумент ехать в Гродно - одно из старейших сохранившихся зданий Древней Руси. Каложская церковь построена из плинфы в середине XII века. Правая стена обрушилась в XIX веке, когда ополз высокий берег Немана. Заменена деревянной, но теперь ее собираются восстановить:


Лида
. Здесь находится, вероятно, самый повоевавший из всех замков Прибалтики. В XIV веке крепость заложил Великий князь Литовский, после чего ее осаждали и разрушали чуть ли не все народы Евразии (например, сюда каким-то чудом занесло и английских рыцарей, и крымских татар). Реконструкция началась недавно и продолжится еще 4 года:


В общем, у меня теперь сложилось крепкое впечатление об этом культурном регионе, куда входят Прибалтика, Восточная Польша и Белоруссия. Поездкой очень доволен, а выбранный маршрут могу смело рекомендовать всем, кто интересуется историей нашей страны и ее европейских соседей.

на машине, путешествия, Балтийский марш, я вернулся

Previous post Next post
Up