В преддверии «Роскона», где состоится моё выступление
о создании фантастических миров, я хочу подогреть интерес читателей к тому, что будет на конференции. На этой неделе я изложу свои мысли о том, что ждёт в ближайшем будущем литературных тружеников: писателей, эссеистов, редакторов, корректоров, переводчиков - всех, кто связан с литературным процессом. Речь пойдёт о финансовых перспективах.
Сегодня рассуждаю о писателях. Если у вас вышло несколько книг тиражом несколько тысяч, или если вы только хотите начать писательский путь и рассылаете рукописи в издательства - то это про вас.
«Издам-ка я книгу»
Ваш доход от того, что книга будет издана, посчитать несложно. Издатель предложит вам авторские отчисления (роялти), которые в нашей стране обычно выражаются в рублях с проданного экземпляра. Издатель в этом случае минимализирует свои риски: если ваша книга не будет продаваться, ему не придётся вам платить. Относительно разумные роялти начинаются от 10 руб. за экземпляр, проверенные авторы получают 15-20 руб., топовые - до 40 руб., а у кого-то роялти могут быть и выше.
Но ставка роялти - это только одна переменная в формуле дохода. Более важен тираж. Сейчас средние тиражи по фантастике клонятся к 4000 экз. (+/- тысяча). Если продастся четырехтысячный тираж вашей книги, то издательство выплатит вам, при 15-рублёвой ставке, 60 тысяч рублей. Отметьте слово «если» в предыдущем предложении.
Как правило, издатель даст вам аванс в счёт будущих роялти. Например, 30 тыс. руб. вам выплатят сразу, а далее вы роялти начнёте получать (по предыдущему случаю), когда распродастся половина 4-тысячного тиража, не раньше. Какой аванс хороший? Как договоритесь. Самые умелые берут авансы за ещё не написанные романы. Топовые авторы могут авансироваться вперёд за такой большой тираж, что он будет продаваться три года, прежде чем покроет аванс.
Ну и главное: тиражи падают. У всех.
«Опубликуюсь сам в интернете»
Пожалуйте на «Литрес», потому что iBooks и Amazon о России пока и не думали. Заработаете примерно в 100 (сто) раз меньше денег, чем при бумажной публикации книги. Это из той статистики, что я имею. Если кто-то заработал не в сто, а только в двадцать раз меньше - я вам верю и поздравляю. Повезло.
«Напишу в сборник»
Напишите в сборник - получите разовый гонорар. Если вдруг сборник «выстрелит» и покажет хорошие продажи, то вам ни горячо, ни холодно. Вы свои деньги уже забрали. Сколько платят? От 1500 руб., а 10000 руб. - это уже из разряда мечтаний.
«Отправлю рассказ в журнал»
Вы о глянце? А там вас ждут с распростёртыми объятиями? Обычно туда пишут давно проверенные авторы. Говорят, можно и 15000 руб. за рассказ получить, но это все равно крайне не регулярно. И если свезёт. В журналах фантастики гонорары настолько смешные, что о них бессмысленно говорить. Да и платят они не всем.
Ну и главное: бумажная пресса вымирает.
«Сделаю книгу на заказ»
Заказать книгу вам могут лишь в том случае, если вы хоть сколько-нибудь заметный автор, с десятком романов, какими-нибудь премиями и сносными продажами. Как показала практика, если новичок пишет в межавторскую серию, то это плохо и для него, и для серии.
Формат книги на заказ предполагает, что заказчик или не собирается окупить литературный проект вовсе (допустим, это имиджевая акция, типа издания биографии какого-нибудь политика), или уверен в силе своего бренда, который обеспечит тираж (S.T.A.L.K.E.R. и производные). Вам сразу предложат неплохие деньги, от 200 тыс. до миллиона рублей. Это может быть или разовый гонорар (с отчуждением прав в пользу издателя), или аванс в счёт роялти, который, кстати, зачастую так и не покрывается продажами.
В любом случае, нужно помнить, что, во-первых, новичкам путь закрыт. Во-вторых, это суммы из позапрошлого года, так как «Сталкер» уже почти год как мёртв, да и все остальные межавторские циклы упали в тиражах, причём некоторые дышат на ладан. Там и 150 тыс. руб. уже не предложат.
«Пойду в сценаристы»
Обычно имеются в виду сценарии для телесериалов. Там ситуация ещё более нестабильная, чем на книжном рынке: до кризиса были какие-то шальные деньги, после кризиса пациент впал в кому, а сейчас реабилитируется. Попасть в касту телесценаристов значительно сложнее, чем в межавторскую литсерию. Там требуются специфические навыки, близкие знакомства и чёткое соблюдение сроков. Расценки сильно разные, но вообще - с этого можно жить.
«Да здравствует компьютерно-игровая индустрия»
В компьютерных играх бум и нехватка кадров, что правда то правда. Но кадров не хватает талантливых и опытных. Хотя и новичкам найдут работу: набивать квесты, диалоги и описания волшебных предметов и бронетехники. Могут взять в штат, в Москве за такое просите не меньше 40 тыс. руб. Более опытным предложат писать сценарии, биографии основных героев и даже детализировать игровой мир. Следующий шаг - геймдизайнер, который умеет делать всё выше перечисленное, а также разбирается в играх вообще и в устройстве игрового процесса в текущем проекте. Здесь ежемесячная зарплата зависит от знаний, опыта и таланта, но могу сказать, что 150 тыс. руб. - ещё не предел (но таких геймдизайнеров в России - единицы).
«А не стать ли журналистом?»
Как и в других профессиях, есть журналисты и есть журналисты. Есть внештатники без денег и перспектив, а есть такие, кому положен рабочий самолёт. Журналистика, на самом деле, имеет меньше общего с писательством, чем кажется на первый взгляд. Я, к примеру, был журналистом-организатором и почти никогда не писал ради гонораров, у меня была иная мотивация. Вот и сейчас я пишу для друзей и для себя.
Ну и главное: рынок журналистов сейчас страшно перенасыщен. Свежая информация становится бесплатной, СМИ приходится конкурировать с блогами, бумажная пресса умирает, телевидение допевает лебединую песнь, денег становится меньше. По крайней мере, в честной и свободной прессе.
«Буду обновлять блог»
Тут важно понимать, что блогер - это не профессия, это образ жизни. Причём если блог стал вашим средством к существованию, то это уже будет почти офисная работа, с дедлайнами, встречами, поездками за полярный круг и прочей рутиной. Денег блогер имеет немного, но получает кучу халявы в виде девайсов, билетов и туров по юго-восточной тьмутаракани. Если вам не претит зарабатывать мелкими рекламными постингами, то, возможно, это ваш образ жизни. Только задумайтесь: а много желающих читать ваш дневник?
* * *
Вот мы и рассмотрели варианты того, как можно заработать писательским трудом. В ближайшие дни продолжу и расскажу о миграции в других литературных профессиях:
редактор и
переводчик.