Недавно я опубликовал собственный
Топ-10 классических голливудских вестернов. Меня неоднократно просили посоветовать хорошие фильмы на страницах дневника, и я подумал, что такие жанровые топ-10 могу сделать более-менее регулярными.
Поскольку начал я с вестернов, то ими же и продолжу. 60-е годы - это расцвет европейского вестерна, который сильно повлиял на вестерн американский, да так, что в 1969 году эпоха классического вестерна закончилась (о чём я подробно рассказывал в той заметке). Европейские вестерны снимались на итальянские деньги в Италии, Франции и Испании. По этой причине их обычно называют «спагетти-вестернами», выпячивая их итальянское происхождение.
Жанр спагетти-вестерна сильно персонализирован. Самые значимые фильмы сняли два режиссёра, два Серджо: Серджо Леоне и Серджо Корбуччи. Музыку к спагетти-вестернам должен писать Энио Морриконе (иногда он делал это под разными псевдонимами). Во многих фильмах жанра играют приглашённые голливудские звёзды, но также есть и знаковые итальянские актёры, которые ассоциируются со спагетти-вестерном: например, Джан-Мария Волонте, Франко Неро и Теренс Хилл.
Переходим к списку фильмов. В этот раз они не в хронологическом, а в уникальном порядке: сперва работы Леоне, потом - Корбуччи, а потом другие достойные ленты. Сюжеты не описываю, потому что в этом жанре главное - персонажи, крупные планы и диалоги.
«За пригоршню долларов» (
imdb) Серджо Леоне, 1964
Тот фильм, с которого и начался жанр. Римейк самурайского боевика «
Телохранитель», причём римейк пиратский: Куросава успешно судился с создателями вестерна. Леоне, Морриконе, Волонте - и первая звёздная роль американца Клинта Иствуда, который выступил в амплуа «Человека-без-имени». Этот образ Иствуд повторил у Леоне в двух следующих фильмах.
«На несколько долларов больше» Серджо Леоне, 1965 (
imdb)
Леоне, Морриконе, Иствуд, Волонте, присоединившийся к ним Ли Ван Клиф (голливудский актёр) и Клаус Кински (немецкий актёр) в небольшой роли. Иствуд и Волонте практически повторяют свои роли из предыдущего фильма (хотя это другие персонажи) - зачём что-то менять, если и так превосходно?
«Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне, 1966 (
imdb)
Леоне, Морриконе, Иствуд (в том же амплуа), Ван Клиф и голливудская звезда Эли Воллах, который повторяет образ мексиканского злодея из «Великолепной семёрки», где он играл шестью годами ранее. Диалоги настолько самобытные, что фильм растащили на цитаты: «Все люди делятся на два рода: тех, кто копает, и тех, кто с пистолетом», «Пришёл стрелять - стреляй, зачем говорить?» и т. д. Лучший вестерн (не только «спагетти», а вообще) в истории мирового кинематографа.
«Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне, 1968 (
imdb)
После «Долларовой трилогии» (то есть трёх предыдущих фильмов) Леоне сменил состав съёмочной группы (хотя Морриконе остался, он незаменим). Бюджет серьёзно вырос, и фильм вместил сразу двух топовых голливудских звёзд - Чарльза Бронсона и Генри Фонду, причём Фонда, если я правильно помню, до этого ни разу в жизни не играл отрицательных персонажей. Плюс Клаудия Кардинале. Фильм сильно раздулся: на мой вкус, мог бы быть в полтора раза короче. Но операторская работа - образцовая, именно на сценах из этого фильма обычно показывают, что такое «стиль Серджо Леоне».
(Справедливости ради, отмечу, что Леоне снял ещё один вестерн - «
Пригнись, придурок!», 1971. Но этот фильм страшно затянут, а Стайгер и Кобурн не образовали запоминающегося дуэта. Также справедливости ради, напомню, что Леоне снял не только вестерны и более ранние, богами забытые пеплумы, но и «
Однажды в Америке», 1984 - это его последняя работа).
«Джанго» Серджо Корбуччи, 1966 (
imdb)
Это не первый вестерн, снятый Корбуччи, но точно его первый значимый фильм. Франко Неро играет меткого стрелка, который всюду таскает за собой гроб. Что в гробу - вы, наверное, и так знаете, а если не знаете - то я вам не скажу, чтобы не портить удовольствие спойлерами. От фильмов Леоне «Джанго» отличается зашкаливающей жестокостью.
«Великое Молчание» Серджо Корбуччи, 1968 (
imdb)
Правильнее было бы перевести «Большая Тишина», потому что это прозвище главного героя - он немой. Играет его француз Жан-Луи Трентиньян, но фильм держится не на нём, а на главном злодее в великолепном исполнении Клауса Кински. Концовка непредсказуемая - спорю, что вы не угадаете, чем кончится эта лента. Музыка Морриконе.
(И снова, справедливости ради, скажу, что Корбуччи и помимо вестернов снял несколько хороших кинокартин. Самая известная из них, наверное, «
Блеф», 1976, с Адриано Челентано и Энтони Куинном - этот фильм очень любили в Советском Союзе.)
«Меня зовут Троица» Энцо Барбони, 1970 (
imdb)
Пожалуй, самый известный комедийный спагетти-вестерн. Снято дёшево и местами коряво, но действительно смешно - а что ещё нужно от комедии? В главных ролях Теренс Хилл и Бад Спенсер - они оба итальянцы, но взяли американские псевдонимы, чтобы спагетти-вестерны хотя бы титрами походили на голливудские. Эта комедийная парочка снялась позже в дюжине фильмов.
«Меня зовут Никто» Тонино Валери, 1973 (
imdb)
Еще в 1960-е Серджо Леоне придумал интересный сюжет про постаревшего, но всё ещё самого известного стрелка Дикого Запада, и парня-выскочку, его фаната и тоже неплохого стрелка. Но у Леоне не доходили руки превратить сюжет в кино, поэтому ленту снял его приятель. Генри Фонда и Теренс Хилл в главных ролях - оба этих имени вы уже встречали выше. Попытайтесь угадать, кто написал музыку - не ошибётесь.
«Красное солнце» Теренса Янга, 1971 (
imdb)
Картина снята приглашённым британским режиссёром, между прочим, создателем первых трёх фильмов о Джеймсе Бонде. Сюжет необычен, а потому я обязан о нём сказать. Японское правительство посылает в подарок президенту США драгоценную катану. Где-то на Диком Западе, на полустанке, её похищают бандиты, и по их следам направляются самурай старой школы и опытный стрелок. Трёх главных героев играют суперзвёзды своего времени: японец Тосиро Мифуне, американец Чарльз Бронсон и француз Ален Делон (главарь банды). Главная женская роль досталась шикарной Урсуле Андресс, которую именно Теренс Янг сделал знаменитой, сняв в «Докторе Но».
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани, 1966 (
imdb)
По-итальянски фильм называется «Эль Чунчо, кто его знает?», но в мире более известно американское название. В советском прокате именовался «Золотая пуля». Дамиани больше известен фильмами про итальянскую мафию, в частности, он один из авторов знаменитого сериала «
Спрут». Но этот спагетти-вестерн, который он снял, у меня самый любимый после тех, что сделал Леоне. Там тоже интересный сюжет: американское правительство посылает профессионального киллера убить одного из вождей мексиканской революции, а в дороге он встречает бандитов-революционеров под командованием лихого главаря. Первого персонажа играет идеальный злодей Клаус Кински, второго - не менее харизматичный Джан-Мария Волонте. Да-да, имена всё те же, вы их неоднократно встречали выше. И не забывайте про Морриконе.
* * *
С середины семидесятых интерес к жанру вестерна в Америке угас (хотя Иствуд настойчиво продолжал их делать), поэтому и спагетти-вестерны перестали снимать. Итальянские кинопродюсеры переключились на ужастики и комедии. Но это уже другая история.