Топ-10 спагетти-вестернов

Jan 19, 2013 19:10

Недавно я опубликовал собственный Топ-10 классических голливудских вестернов. Меня неоднократно просили посоветовать хорошие фильмы на страницах дневника, и я подумал, что такие жанровые топ-10 могу сделать более-менее регулярными.

Поскольку начал я с вестернов, то ими же и продолжу. 60-е годы - это расцвет европейского вестерна, который сильно повлиял на вестерн американский, да так, что в 1969 году эпоха классического вестерна закончилась (о чём я подробно рассказывал в той заметке). Европейские вестерны снимались на итальянские деньги в Италии, Франции и Испании. По этой причине их обычно называют «спагетти-вестернами», выпячивая их итальянское происхождение.

Жанр спагетти-вестерна сильно персонализирован. Самые значимые фильмы сняли два режиссёра, два Серджо: Серджо Леоне и Серджо Корбуччи. Музыку к спагетти-вестернам должен писать Энио Морриконе (иногда он делал это под разными псевдонимами). Во многих фильмах жанра играют приглашённые голливудские звёзды, но также есть и знаковые итальянские актёры, которые ассоциируются со спагетти-вестерном: например, Джан-Мария Волонте, Франко Неро и Теренс Хилл.

Переходим к списку фильмов. В этот раз они не в хронологическом, а в уникальном порядке: сперва работы Леоне, потом - Корбуччи, а потом другие достойные ленты. Сюжеты не описываю, потому что в этом жанре главное - персонажи, крупные планы и диалоги.



«За пригоршню долларов» (imdb) Серджо Леоне, 1964
Тот фильм, с которого и начался жанр. Римейк самурайского боевика «Телохранитель», причём римейк пиратский: Куросава успешно судился с создателями вестерна. Леоне, Морриконе, Волонте - и первая звёздная роль американца Клинта Иствуда, который выступил в амплуа «Человека-без-имени». Этот образ Иствуд повторил у Леоне в двух следующих фильмах.

«На несколько долларов больше» Серджо Леоне, 1965 (imdb)
Леоне, Морриконе, Иствуд, Волонте, присоединившийся к ним Ли Ван Клиф (голливудский актёр) и Клаус Кински (немецкий актёр) в небольшой роли. Иствуд и Волонте практически повторяют свои роли из предыдущего фильма (хотя это другие персонажи) - зачём что-то менять, если и так превосходно?

«Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне, 1966 (imdb)
Леоне, Морриконе, Иствуд (в том же амплуа), Ван Клиф и голливудская звезда Эли Воллах, который повторяет образ мексиканского злодея из «Великолепной семёрки», где он играл шестью годами ранее. Диалоги настолько самобытные, что фильм растащили на цитаты: «Все люди делятся на два рода: тех, кто копает, и тех, кто с пистолетом», «Пришёл стрелять - стреляй, зачем говорить?» и т. д. Лучший вестерн (не только «спагетти», а вообще) в истории мирового кинематографа.

«Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне, 1968 (imdb)
После «Долларовой трилогии» (то есть трёх предыдущих фильмов) Леоне сменил состав съёмочной группы (хотя Морриконе остался, он незаменим). Бюджет серьёзно вырос, и фильм вместил сразу двух топовых голливудских звёзд - Чарльза Бронсона и Генри Фонду, причём Фонда, если я правильно помню, до этого ни разу в жизни не играл отрицательных персонажей. Плюс Клаудия Кардинале. Фильм сильно раздулся: на мой вкус, мог бы быть в полтора раза короче. Но операторская работа - образцовая, именно на сценах из этого фильма обычно показывают, что такое «стиль Серджо Леоне».

(Справедливости ради, отмечу, что Леоне снял ещё один вестерн - «Пригнись, придурок!», 1971. Но этот фильм страшно затянут, а Стайгер и Кобурн не образовали запоминающегося дуэта. Также справедливости ради, напомню, что Леоне снял не только вестерны и более ранние, богами забытые пеплумы, но и «Однажды в Америке», 1984 - это его последняя работа).

«Джанго» Серджо Корбуччи, 1966 (imdb)
Это не первый вестерн, снятый Корбуччи, но точно его первый значимый фильм. Франко Неро играет меткого стрелка, который всюду таскает за собой гроб. Что в гробу - вы, наверное, и так знаете, а если не знаете - то я вам не скажу, чтобы не портить удовольствие спойлерами. От фильмов Леоне «Джанго» отличается зашкаливающей жестокостью.

«Великое Молчание» Серджо Корбуччи, 1968 (imdb)
Правильнее было бы перевести «Большая Тишина», потому что это прозвище главного героя - он немой. Играет его француз Жан-Луи Трентиньян, но фильм держится не на нём, а на главном злодее в великолепном исполнении Клауса Кински. Концовка непредсказуемая - спорю, что вы не угадаете, чем кончится эта лента. Музыка Морриконе.

(И снова, справедливости ради, скажу, что Корбуччи и помимо вестернов снял несколько хороших кинокартин. Самая известная из них, наверное, «Блеф», 1976, с Адриано Челентано и Энтони Куинном - этот фильм очень любили в Советском Союзе.)

«Меня зовут Троица» Энцо Барбони, 1970 (imdb)
Пожалуй, самый известный комедийный спагетти-вестерн. Снято дёшево и местами коряво, но действительно смешно - а что ещё нужно от комедии? В главных ролях Теренс Хилл и Бад Спенсер - они оба итальянцы, но взяли американские псевдонимы, чтобы спагетти-вестерны хотя бы титрами походили на голливудские. Эта комедийная парочка снялась позже в дюжине фильмов.

«Меня зовут Никто» Тонино Валери, 1973 (imdb)
Еще в 1960-е Серджо Леоне придумал интересный сюжет про постаревшего, но всё ещё самого известного стрелка Дикого Запада, и парня-выскочку, его фаната и тоже неплохого стрелка. Но у Леоне не доходили руки превратить сюжет в кино, поэтому ленту снял его приятель. Генри Фонда и Теренс Хилл в главных ролях - оба этих имени вы уже встречали выше. Попытайтесь угадать, кто написал музыку - не ошибётесь.

«Красное солнце» Теренса Янга, 1971 (imdb)
Картина снята приглашённым британским режиссёром, между прочим, создателем первых трёх фильмов о Джеймсе Бонде. Сюжет необычен, а потому я обязан о нём сказать. Японское правительство посылает в подарок президенту США драгоценную катану. Где-то на Диком Западе, на полустанке, её похищают бандиты, и по их следам направляются самурай старой школы и опытный стрелок. Трёх главных героев играют суперзвёзды своего времени: японец Тосиро Мифуне, американец Чарльз Бронсон и француз Ален Делон (главарь банды). Главная женская роль досталась шикарной Урсуле Андресс, которую именно Теренс Янг сделал знаменитой, сняв в «Докторе Но».

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани, 1966 (imdb)
По-итальянски фильм называется «Эль Чунчо, кто его знает?», но в мире более известно американское название. В советском прокате именовался «Золотая пуля». Дамиани больше известен фильмами про итальянскую мафию, в частности, он один из авторов знаменитого сериала «Спрут». Но этот спагетти-вестерн, который он снял, у меня самый любимый после тех, что сделал Леоне. Там тоже интересный сюжет: американское правительство посылает профессионального киллера убить одного из вождей мексиканской революции, а в дороге он встречает бандитов-революционеров под командованием лихого главаря. Первого персонажа играет идеальный злодей Клаус Кински, второго - не менее харизматичный Джан-Мария Волонте. Да-да, имена всё те же, вы их неоднократно встречали выше. И не забывайте про Морриконе.

* * *

С середины семидесятых интерес к жанру вестерна в Америке угас (хотя Иствуд настойчиво продолжал их делать), поэтому и спагетти-вестерны перестали снимать. Итальянские кинопродюсеры переключились на ужастики и комедии. Но это уже другая история.

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up