Перенесёмся в те времена, когда не было конституций, которые гарантировали равноправие. Некоторые были более равны - это люди благородные, дворяне. А некоторые - менее, это «
простые люди». Особо далеко углубляться не будем, достаточно XVIII-XIX веков.
Возьмём тогдашних писателей и поэтов.
Фонвизин, Пушкин, Грибоедов, Веневитинов, Булгарин, Лермонтов, Тургенев - из знатных дворянских родов. Карамзин, Державин, Гоголь, Аксаков, Загоскин, Достоевский - из менее знатных. Жуковский и Герцен - бастарды крупных помещиков. Вяземский - князь. Дельвиг - барон. Все Толстые - графья. Отцы Островского и Лескова заработали дворянство личной службой.
Таким образом, все известные русские поэты и писатели первой половины XIX века - из благородных семей. Только Тарас Григорьевич был из крепостных, да какой он русский? О писателях-разночинцах страна узнала ближе к XX веку, да и то, нужно крепко повспоминать, кто из тогдашних литераторов был не из дворян! У Чехова отец - купец, у Горького - рабочий, у Гиляровского - полицейский. Ах да, у Помяловского - дьячок. Ну, хоть четверых вспомнил.
Теперь берём художников той же поры.
Рокотов, Тропинин, Кипренский - крепостные крестьяне. Боровиковский, Пукирев, Суриков и Репин - вольные крестьяне. Иванов - сын художника, причём его отец был подкидышем. Левицкий, Брюллов и братья Маковские также пошли по отцовским стопам. Венецианов из семьи греческих, Айвазовский - армянских, а Шишкин, Прянишников и Саврасов - русских купцов. Антропов, Федотов, Васильев и Крамской - сыновья письмоводителей, Куинджи - сапожника, Левитан - учителя, братья Васнецовы - сельского священника. Перов - бастард помещика, не такой удачливый, как Жуковский с Герценом: ни денег, ни титула.
Перебрав всю Третьяковку, находим исключения в лице трёх дворян: Верещагина, для которого живопись была частью военной карьеры, Ярошенко, который, наоборот, занимался любительской живописью наперекор военной карьере (он был генералом) и Ге, для которого живопись была увлечением, а не работой (хотел - рисовал, не хотел - годами бездельничал в поместье в духе своего друга Толстого).
Таким образом, литература - это искусство людей благородных, а живопись - людей подлых. Россия не исключение: в ренессансной Италии Данте и Макиавелли были выходцами из старинного дворянства, а любой художник - из самых низов. Поскольку Шекспир является самым ярким исключением из правила, многие до сих пор не верят, что стихи и пьесы написаны сыном перчаточника.
Почему так? Мой ответ таков. Чтобы написать хорошую книгу, нужно много читать, а чтобы много читать - в то время нужно было родиться дворянином. Чтобы рисовать, нужно было физически трудиться: делать краски, готовить инструменты и т. п. (в некоторых странах живопись даже была цеховым ремеслом), а ни один дворянин не стал бы трудиться. Если у вас есть свои варианты - с удовольствием выслушаю.