В последнее время, принимая решение о каком-нибудь фильме «смотреть или не смотреть?», я обычно опираюсь на рейтинг с сайта
IMDB. Если вы вдруг не знаете, то это крупнейшая энциклопедия кино в мире. В некоторых странах IMDB даже входит в десятку самых посещаемых сайтов.
Рейтинг IMDB рассчитывается из 10 баллов по хитрейшей схеме, кому интересно, тот найдёт формулу. Принципы выставления рейтингов у каждого пользователя, наверное, свои, но, поскольку пользователей миллионы, итог выходит довольно адекватный. Если я получил от фильма удовольствие, ставлю ему 7+. Если он в принципе смотрибельный - 6. Ну а 5 и ниже - тому, что не понравилось.
«По умолчанию» я считаю, что если у фильма рейтинг 7+, то его можно посмотреть. Если 8+, то смотреть обязательно.
И вот о чём эта заметка. Рейтинги IMDB в «голом» виде зачастую не передают значимости фильма, и к ним нужно вводить модификаторы в плюс или минус. Какие модификаторы я применяю?
Неамериканское кино без международного проката. Неамериканский фильм мог попасть в относительно большой прокат в США и Европе, а мог не попасть. Если он не попал в международный прокат, то рейтинги фильму в основном выставляли местные: если фильм болгарский - то болгары, если вьетнамский - то вьетнамцы и т. д. Местные практически всегда ставят своим фильмам оценки выше, чем иностранцы, так как иностранцы не понимают специфики фильма до конца. Таким образом, если у фильма не было значимого международного проката, его рейтинг на IMDB завышен, потому что голосовали местные. Простой пример: в среднем у советских фильмов, которые не были в международном прокате, оценки выше, чем у тех, что были хоть в каком-то международном прокате (например, доступны на VHS или DVD на американском рынке).
Неамериканское кино с международным прокатом. А вот тут ситуация обратная, причём только по некоторым странам. Особенно это заметно по корейскому кино. Корейцы, если вы не в курсе, за последние 10 лет по кинозначимости вышли на первое место в мире (если не брать Голливуд; до корейцев первыми были китайцы). Так вот, у корейского кино, которое сейчас почти полностью попадает в международный прокат, рейтинги IMDB занижены. Объясняется это просто. Корейский фильм, с точки зрения носителя белой культуры, снимает режиссёр с непроизносимым именем и актёры, чьи имена невозможно запомнить. Что ещё ужаснее, все эти актёры на одно лицо. Учитывая, что в корейском фильме порой 20-30 значимых персонажей и нетривиально запутанный сюжет, евроамериканский зритель не способен в этом разобраться. И занижает средний балл - по моей прикидке, где-то на 0,5-0,7.
В схожую с корейской ситуацию попадает восточноевропейское кино, в котором обыгрываются темы, не понятные детям демократии. Оценки британского, французского или, допустим, итальянского кинематографа на IMDB более адекватные.
Кино с орденоносными актёрами и режиссёрами. Если у актёра гроздь оскаров и всяких номинаций, со временем начинается не самая объективная «переоценка ценностей». Современный зритель знает, сколько оскаров получил актёр: а актёр с такими наградами не мог играть плохо, стало быть, фильм хороший. Образцовые представители этой тенденции - фильмы с Марлоном Брандо или Кетерин Хепберн. Подавляющее большинство фильмов с ним или с ней имеют рейтинг 7+, пачка фильмов - 8+, а совсем несусветное говно редко падает ниже 6. Из режиссёров тот же пример демонстрирует Спилберг. Смело отнимайте от таких фильмов полбалла, а то и целый балл.
Артхаус. Артхаус - понятие неопределённое, но есть такие режиссёры, «на каждом фестивале затычка», типа Ким Ки Дука или Вима Вендерса. Они снимают кино не для людей, а для фестивалей. Поскольку фестивали - это модно, и среди пользователей IMDB есть немало тех, что хотят казаться «не такими как все», то от рейтингов подобных фильмов можно отнимать балл и даже больше.
Свежие блокбастеры. Выходит какое-нибудь «Возвращение Супербэтмена». Толпа из фанатов комиксов валит в кинотеатр, а дома лезет на IMDB и нетерпеливыми ручками шлёпает этому опусу «10 балаф!!!111». Некоторые рейтингуют, даже не посмотрев. Поскольку адекватные кинолюбители на широком экране это глядеть не пойдут, то их оценка откладывается до более позднего случая. Поэтому рейтинги таких блокбастеров корректируются в течение 3-6 месяцев после премьеры в сторону уменьшения. Практически все такие ленты по выходу попадают в Топ-250 IMDB, а через один-два месяца из него вылетают. Через год о них никто не помнит.
Сиквелы. Вышел какой-то ломовой блокбастер. Фанаты ждут продолжения и возлагают на него изо всех сил. Вышел сиквел, который, в лучшем случае, не хуже (что бывает крайне редко). Но возлагавшие фанаты на радостях ставят ему больше, чем оригиналу. И так с каждым новым фильмом цикла. Тенденция легко прослеживается на «Звёздных войнах: Эпизоды 1-3» или «Поттериане».
Сериалы. Если вы смотрите сериал сезон за сезоном, значит, он вам очень нравится и вы готовы выдать ему высокую оценку. Забавно, что на IMDB можно рейтинговать даже отдельные серии. Поскольку сериал оценивает преимущественно тот, кто его долго смотрит (то есть тот, кто его любит), то и оценки у сериалов непропорционально завышенные. Вероятно, самые завышенные из всех киноформатов, представленных на IMDB. Короче, отнимайте 2 балла от рейтинга сериала.
Мода. У кинолюбителей существует мода, которая медленно, но меняется со временем. В 50-е было модным итальянское чёрно-белое кино. В 60-е - самураи и голливудские мюзиклы. В 70-е - социалка «нового Голливуда» (смотреть её сегодня почти невозможно). Сейчас в моде, к примеру, аниме, всё ещё Тарантино и неожиданно Вуди Аллен, от которого мода то уходит, то возвращается. Мода корректирует справедливые рейтинги в сторону увеличения.
Если я что-то забыл, добавляйте, пожалуйста.