Холодная война разграничила мегаполис, и его музейные собрания оказались разделёнными между частями города без всякой логики. 20 с лишним лет после объединения Германии музейные работники корпели над тем, чтобы привести все коллекции к общей системе (невероятно важная задача для педантичных немцев). В итоге сегодня почти всё собранное в городе искусство можно увидеть в пределах одного небольшого острова.
Сперва я приведу немного текста, а потом будут сплошные картинки. Итак, Остров Музеев - уникальный городской квартал, окружённый течением реки Шпрее и состоящий из зданий, выстроенных в разное время и в разном стиле, но все они изначально предназначались для хранения коллекций искусства. Многие музеи изящных искусств, в том числе Лувр, Эрмитаж, Уффици, Бельведер и Прадо, ютятся в бывших дворцах. А вот в Берлине для музеев возвели особые сооружения.
Строили не просто «под выставки», а под конкретные экспонаты - и это уж совсем редкий подход. Например, Пергамон, самый знаменитый берлинский музей, сооружался с расчётом на то, чтобы демонстрировать внутри павильонов монументальные архитектурно-скульптурные ансамбли, вроде Пергамского алтаря и стен Вавилона.
На острове размещаются Берлинский кафедральный собор и пять музеев, и большая часть острова - пешеходная зона. Архитектурный проект острова до сих пор не завершён: к Пергамону пристраивают новые корпуса (по этой причине, кстати, я решил перенести свой второй поход в Пергамон ещё лет на 10). Если вы неравнодушны к истории и искусству, то при посещении Берлина вам придётся провести на острове несколько дней.
Остров Музеев
Объект ЮНЕСКО №896. Включён во Всемирное наследие в 1999 г.
Германия, земля Берлин, город Берлин.
Берлинский собор замыкает музейный квартал с юга. Он должен был демонстрировать мощь Второго рейха на рубеже XIX-XX веков:
1. Старый музей (1830 г.), античное искусство:
2. Новый музей (1855 г.), искусство Древнего Египта:
3. Старая национальная галерея (1865 г.), немецкие художники и скульпторы XVIII-XIX веков:
Я посетил галерею в недавней берлинской поездке:
4. Пергамон (1930 г.), в котором я побывал в 1998 году:
Линия городской электрички (S-Bahn) разделяет остров на две части между Пергамоном (слева) и музеем Боде. Чтобы дойти из одного музея до другого, придётся обходить по мостам вокруг, через «большую землю»:
5. Музей Боде (1904 г.), недавно открывшийся после тотальной реконструкции:
И сюда я попал в нынешнюю поездку. Боде - это огромное собрание средневековой скульптуры от Византии и Тёмных веков до раннего сельского барокко. Подобной коллекции я не встречал, пожалуй, нигде, поэтому далее - несколько экспонатов из нее:
Дева в обличии девы.
Дева в обличии Иисуса. *
Иисус в обличии байкера.
Ожидаемый facepalm от увиденного:
Как тут не разрыдаться?
Остров Музеев во Всемирном наследии:
http://whc.unesco.org/en/list/896 Во времена разделения страны Остров Музеев находился на территории ГДР. На самом острове нет метро, но до музеев можно легко дойти от ближайших станций по многочисленным мостам через Шпрее.
* - «Дева в обличии Иисуса» - это
Святая Вильгефортис. Получается, что современные «шок-артовые» спекуляции на теме женских распятий бессмысленны.