Apr 21, 2017 11:51
Так вышло, что все русские цари XIX века получали скорее военное, чем гражданское образование. Традицию положила Екатерина II, лично решавшая вопросы о воспитании внуков. Только Александр II задумался о том, что эффективный монарх должен заниматься скорее экономикой и менеджментом, и в этом ключе учили наследника Николая. Но стране не повезло, молодой Николай рано умер, а его младший брат, будущий Александр III, по контрасту, снова-таки, получал военное образование. И такое же дал сыну Николаю II.
В итоге все цари после Павла ощущали себя офицерами, то есть личностями сугубо военными. Отсюда вытекает, что из всего объёма монарших забот наибольшее (иногда и единственное) удовольствие они получали от офицерских занятий, и именно к ним относились особо серьёзно. С точки зрения государственной машины и трудно управляемой гигантской страны, занятия эти для монарха были пустой обузой. Все эти разводы и смотры гвардии, инспекции подведомственных частей, отчёты о поведении офицеров - ну какого чёрта глава страны должен был тратить на это время? А тратили на это время без счёту. Более того, царь зачастую предпочитал эту офицерскую суету тому, чтобы решать реальные государственные вопросы с министрами, оправдываясь перед собою «равноценностью» тех или других царских обязанностей.
По сути, прививание будущим царям офицерского образа жизни - это государственное вредительство. Ни один Романов после Петра не обладал генеральским даром (и, кроме Александра I и последнего Николая, никто и не претендовал), но даже военное командование глава государства может и должен делегировать компетентным людям. Не говоря уже о смотрах и прочей ерунде.
Интересно, что русские императрицы в XVIII веке так и поступали, освоив нехитрый принцип менеджмента - делегирование полномочий.
история,
Николай II