При Сталине советский кинематограф, изображая современную городскую жизнь, не стеснялся показывать прислугу в семьях передовых горожан. По-советски служанку звали «домработницей» - слово «работница» было почётным и указывало на причастность к пролетарскому классу. Домработницы, видимо, рассматривались как обязательный элемент индустриализации: крестьянка едет из деревни в город и встаёт в ряды пролетариата.
Я задался вопросом, с какого момента кинематограф стал рассматривать существование домработницы в семье советского человека как проявление мещанства и буржуазный пережиток. С какого момента домработница исчезает из фильмов про правильных советских людей?
Последние появления домработниц на советском экране показаны в сатирическом аспекте. В комедии «
Обыкновенный человек» 1956 года домработница зазвездившегося оперного певца носит избитое имя Параша. В комедии «
У тихой пристани» 1958 года старушка жалуется на неудавшуюся жизнь, которую она прожила в качестве домработницы.
А последнее появление домработницы в серьёзной ленте, показанное как обычная бытовая подробность, а не пресловутый пережиток - это, видимо, «
Урок жизни» видного мастера соцреализма Юлия Райзмана. Домработница служит семье заводского инженера. Это 1956 год.
В семидесятые всё развернулось в обратную сторону. В производственной драме «
Прошу слова» 1976 года председатель горсовета в исполнении Инны Чуриковой, разъезжающая по городу с личным шофёром, сама моет полы.