Глобальный карантин и кризис мог бы дать надежду, что люди поймут: они могут прекрасно обходиться без бесцельного шоппинга, богатых ресторанов и большинства необязательных удовольствий потребительского общества. Жаль, история учит обратному: после войны настала эпоха сверхнормативного потребления, по крайней мере, в странах, которые финансово могли это позволить.
Протестантская умеренность породила принцип «разумной достаточности», который в радикальной форме превращается в принцип «не выделяться» (см. «
закон Янте»), но в умеренной (простите за тавтологию) форме полезен человечеству. Помимо морально-нравственного аргумента за разумную достаточность я вижу и практический аргумент.
Каждый раз, когда вы покупаете дорогую тряпку, люксовый девайс и тачку «премиум-марки», вы финансируете тупиковую ветвь научно-технического развития. Полученные от вас средства бизнес потратит на придумывание более модной шмотки и более лимитированной версии, а не на поиск идей и разработку инноваций. Я стараюсь следовать разумной достаточности, потому что она двигает прогресс.