Меня часто спрашивают, зачем я смотрю столько советского кино. Очевидно, что далеко не все ленты - достойного художественного качества. Но я смотрю советские кинокартины не ради художественных особенностей. Кино для меня - это машина времени, позволяющая узнать, как и чем жили люди советской эпохи.
Иногда среди фильмов «сомнительного качества» попадаются такие, про которые хочется сразу рассказать друзьям. Вот, вчера посмотрел, рассказываю.
Советская погранзастава на таджикско-турецкой границе. На турецкой стороне богатый турок в феске сдаёт землю какой-то научной станции из неназванной страны вероятного противника. Главный пограничник рассказывает молодёжи, как ловил шпионов из Турции. «Учёные» со станции запускают на территорию СССР популяцию какого-то вида филинов, которые никогда не водились в Таджикистане. Филины гнездятся с одной стороны, а охотятся с другой, всё время пересекая воздушную границу стран и засоряя эфир советскому локатору.
Около важного военно-промышленного объекта советские силовые органы задерживают дрессированную собачку, а на ней - потайная автоматическая камера с фотографиями объекта. Хозяина собачки обнаруживают в соседнем водоёме, где он сидит под водой с маской и трубкой. При задержании он стреляется. При себе имел чемодан со всеми обычными для шпиона девайсами, плюс странную флейту. Один знающий таджик сообщает, что такие флейты использовали укротители змей. Старый пограничник вспоминает про эсесовского офицера, которого трижды забрасывали в СССР и трижды он скрывался. Под одной из личин он работал в цирке дрессировщиком кобр.
Подозрение падает на тот участок границы, где наша погранзастава и вражеская научная станция. На запретные участки границы часто выходит доктор со своим помощником, пожилым таджиком. Доктор объясняет это тем, что он создаёт вакцину от яда кобры, для чего ему нужны змеи в значительном количестве, а гнездятся они исключительно на иностранной стороне, изредка заползая в запретную пограничную зону. Доверия такое поведение доктора не вызывает. За его домом устанавливают круглосуточное наблюдение, и выясняется, что ночью там часто включают и выключают свет. Поскольку дом доктора можно наблюдать из-за границы, предполагается, что с помощью визуальной азбуки морзе доктор отправляет сообщения «туда» - но расшифровать их не удаётся.
Наконец, «учёные» со станции решают, что филины загадили воздушный эфир достаточно, и забрасывают к нам второго агента на моторизированном дельтаплане. Но, поскольку за домом доктора установлена слежка, агента легко берут, а в дом доктора отправляют группу захвата. Шпионом неожиданно оказывается не доктор, а его пожилой помощник-таджик. Видите у него шрам на лице? Он сделал пластическую операцию! Это тот самый эсесовский офицер, укротитель змей - наконец-то попался!!
(Кто не понял, смеяться нужно было начинать с «таджикско-турецкой границы».)
«Таджикфильм», 1960 год. Называется «
Операция "Кобра"». Ленту поставил и написал к ней сценарий Дмитрий Иванович Васильев, который был режиссёром кинокартин «Ленин в Октябре», «Александр Невский», «Котовский», «Адмирал Нахимов» и «Жуковский». Вторым режиссёром, конечно, но список людей, с которыми он поработал в кино, внушает!
И какое отношение это имеет к машине времени, если показанного в фильме не могло происходить? Дело в том, что этот фильм снимался всерьёз, и большинство зрителей его всерьёз и восприняли. Такое было общественное сознание в 1960 году, такой получился срез времени.