В СССР при Никите Хрущёве «воинствующий атеизм» сменился «научным атеизмом». Хрущёв собирался вступить в эру коммунизма, где религии не оставалось места. Отсюда берёт начало новая антирелигиозная кампания, после относительного смягчения борьбы с религией во время войны. Выходят статьи и художественная литература, а я хочу поговорить о кинематографе.
В
статье википедии перечисляются отдельные случаи, когда режиссёр намеренно изображал в своём фильме персонажа-священника наиболее неприглядным образом. Например, образ лютеранского пастора в «Берегись автомобиля». Но более интересны фильмы, у которых весь сюжет направлен против религиозного сознания. Статья называет 13 таких фильмов. Я их видел все, кроме не найденной ленты «Обманутые», зато посмотрел не названную в статье эстонскую кинокартину «
Девушка в чёрном», которая, хоть и сделана на 2 года позже отставки Хрущёва, но полностью укладывается в его кампанию. Из прочих фильмов в двух антирелигиозная тема, на самом деле, на заднем плане: «
Грешный ангел» рассказывает о дочери «врагов народа» и её воспитании в интернате, а «Всё остаётся людям» - о конструкторе-двигателисте, который перепоручает КБ своему ученику (то есть эти две ленты я не отношу к антирелигиозным).
Важно, что везде исследователи говорят о хрущёвском антирелигиозном кино, но но у него более очерченные границы - это всегда антихристианское кино. Антимусульманских, антибуддистских или антииудаистских фильмов я не обнаружил. Хрущёвские фильмы борются с разными деноминациями, но всегда христианскими.
«
Анафема», «
Чудотворная», «
Исповедь» и «
Конец света» - против православных: или прихожан РПЦ, или старообрядцев (которые ведут себя как сектанты), или и тех, и других.
«
Иванна» - против Униатской церкви.
«
Обманутые», латвийский фильм, который я не видел - против католиков.
«
Люблю тебя, жизнь» - против свидетелей Иеговы, которые создают в СССР шпионское подполье.
«
Грешница», «
Цветок на камне» и «
Тучи над Борском» - против пятидесятников. Поскольку советский человек слабо разбирался в протестантских деноминациях, иногда пятидесятничество, которое в СССР считалось сектой, в фильме и не упоминается - действуют абстрактные сектанты.
Единственным фильмом, художественные особенности которого можно обсуждать, я бы назвал «Конец света». А чтобы был понятен общий уровень этих кинолент, я изложу несколько эпизодов из, пожалуй, самого известного фильма этого списка - «Тучи над Борском» («Мосфильм», 1960 год).
Эпизод «А». Община пятидесятников (пара десятков человек) проводит службу в молитвенном доме. На чердаке прячется комсомолец. Он надевает старые тряпки на плечи и ведро на голову и в таком виде сваливается в зал, где начинает выть, срывая молебен. Руководитель пятидесятников идёт к школьной комсомольской руководительнице и интересуется, а что, в СССР так можно? И ссылается при этом на свободу совести, гарантируемую конституцией. Комсомольцы устраивают показательный комсомольский суд. Комсомолка-активистка обращается к хулигану: ты же комсомолец, а не хулиган; ты же проводил там антирелигиозную агитацию, правда? Он: ну, правда, проводил. Суд закончен. То есть в СССР так можно!
Эпизод «Б», финал кинокартины. Христиане-пятидесятники назначают главную героиню «избранной», её страсти якобы спасут всю общину. Община распинает (!) девушку в молитвенном доме. Прибежавшие комсомольцы ломают двери и спасают несчастную «избранную».
Этот ядерный бред шёл в кинотеатрах, высоко оценивался критиками и активно обсуждался в прессе. Средний советский зритель в 50-60-е годы уже не знал о Христианстве практически ничего...