Драма об абстрактной деятельности

Aug 13, 2020 15:16

Я с достаточным интересом смотрю советские «производственные фильмы» или, как ещё называли жанр советские кинокритики, «киноповести». Обычно структура сюжета такая. Предприятие, конструкторское бюро или институт сталкиваются с некоторой проблемой: технической, кадровой, управленческой и т. п. В течение фильма протагонисты решают проблему, а антагонисты им мешают.

Сюжет довольно занимателен, если проблема обозначена чётко и ты в нюансах понимаешь, что происходит и о чём говорят персонажи. Но специфика советской драматургии в том, что конкретность проблемы драматурга занимает меньше, чем взаимоотношения людей. И порой не только проблема абстрактна и неназываема, но и область работы людей не ясна. То есть герои работают в какой-то неназванной конторе и делают невесть что в области производства, науки или гуманитарных специальностей. Такие кинокартины смотреть очень тяжело, потому что взаимоотношения строятся на нереальном, фальшивом рабочем фоне. Вот примеры таких фильмов, которые я увидел на прошлой неделе.

«Молодость с нами» (1978) - учёные в каком-то институте занимаются то ли физикой, то ли химией, всё время говорят «о науке» и даже пьют тосты «за науку». Но не признаются, за какую.

«Единственный мужчина» (1981) - дама чем-то руководит, то ли трестом, то ли фабрикой. У неё высокий статус, и «единственный мужчина» - это про неё и её руководящие способности. Она устраивает совещания с подчинёнными, из которых не понятно, чем они в принципе занимаются.

«Случай из газетной практики» (1987) - журналист неназванного СМИ вступает в конфликт с директоршей некого института, поскольку дама не даёт ему заниматься неназванной темой и не желает публиковать уже готовый материал неизвестно о чём. По итогам общего собрания становится ясно, что журналист хороший, а дама - плохая, но из-за чего они поспорили, зритель не знает.

В общем, у советской производственной кинодрамы есть отвратительный поджанр - «драма об абстрактной деятельности».

кино, сценарии

Previous post Next post
Up