Jun 01, 2021 15:38
В истории настольной ролевой игры Dungeons & Dragons и её издателя TSR есть один мрачный эпизод, который журналисты и писатели часто упоминают вскользь.
D&D придумали Гэри Гигакс и Дэйв Арнесон. Несколько утрированно скажу, что именно внёс каждый из разработчиков. Вклад Гигакса в том, что он придумал систему для сражений в сеттинге фэнтези - первую в своём роде и во многих моментах, безусловно, уникальную и инновационную. А вот Арнесон взял эту боевую систему и прикрутил к ней сюжет, сторителлинг и роли. Если в системе Гигакса ведущий игры был арбитром по событиям и исходу боя, то Арнесон сделал ведущего Мастером Подземелий (DM'ом) в привычном смысле: посредником между персонажем игрока и вымышленным миром, который описывает реакцию мира на заявленные действия и ведёт сюжет. Таким образом, именно Арнесон придумал целый новый жанр игр - настольные ролевые игры.
Оба автора писали книги правил для первоначального набора D&D, при этом вклад Гигакса был больше: он лучше умел излагать и систематизировать (пусть даже это смешно звучит для игрока, который читал любой свод правил, составленный Гигаксом - они очень далеки от современных стандартов). Гигакс был совладельцем микроиздательства TSR, а Арнесону он позже предложил перебраться к нему в город Лэйк-Дженева и стать штатным сотрудником. К этому времени D&D уже два года были в продаже, поэтому неверно воспринимать Арнесона как человека, нанятого Гигаксом-владельцем. В проекте D&D они ощущали себя равными партнёрами и получали равные роялти, но у Гигакса был дополнительный доход в виде дивидендов от операционной деятельности TSR. В TSR Арнесон проработал меньше года, решил стать независимым геймдизайнером и жить на роялти.
Опущу то, как развивались их отношения, и перейду к финалу драмы. К 1977 году Гигакс и другие совладельцы выросшего издательства TSR решили разделить D&D на две линейки: базовый свод правил (просто D&D) и продвинутый (AD&D). Продвинутый свод написал сам Гигакс, а базовый поручил внештатному сотруднику. Арнесона он решил не привлекать. А потом Гигакс заявил Арнесону, что тот больше не автор D&D, по крайней мере, не продвинутого свода, потому что это, якобы, совершенно новая игра, к которой Арнесон отношения не имеет. Поэтому на обложке Арнесона более не будет. И, что важнее, Арнесон не будет получать своих роялти как автор. Концовка истории чуть счастливее: спустя 4 года, в 1981 году Арнесон добился выплаты роялти по судебному урегулированию, потому что любые последующие версии D&D являются переработкой изначальной версии, в которой он указан соавтором. Или это ещё не концовка?
Я задумываюсь о целях и мотивах Гигакса. Он предал партнёра. Он попытался украсть авторство у соавтора. Он показал предпринимателям и будущим партнёрам, как он привык вести бизнес. Даже жадность вряд ли была осмысленным мотивом: ведь Арнесон получал бы только половину авторских отчислений (суд присудил ему 2,5% с продаж всех будущих D&D-продуктов).
...В 1986 году Гигакс имел контрольную долю в TSR, но по итогу хитрого юридического хода (реализация опциона акций) партнёры Гигакса по компании продали все свои акции одному человеку, чья доля превысила 50%. Новая держательница контрольного пакета выкинула Гигакса из TSR. Гигакс назвал это самым страшным предательством в его жизни. И вот это, наверное, и есть настоящий финал истории.
игры,
геймдизайн