История одного хайпа

Jun 02, 2021 13:45

Много читаю об истории игр и геймдизайне и порою открываю для себя совершенно невероятные сюжеты.

В 1979 году английский художник Кит Вильямс нарисовал и выпустил 32-страничную книгу, содержавшую 15 больших, детализированных и красочных иллюстраций. Как утверждал Вильямс, в этих иллюстрациях было зашифровано местоположение ювелирной подвески в форме зайца, сделанной из золота и бриллиантов и зарытой Вильямсом в качестве клада.

Издательство, выпустившее книгу, рассчитывало продать несколько десятков тысяч экземпляров, но книга сразу стала номером один в британских книжных продажах, были приобретены права на издание в США и других регионах. За пару лет суммарный тираж достиг нескольких миллионов экземпляров. Вильямс предлагал прислать точный ответ письмом на его адрес, поскольку, при международных изданиях, далеко не все читатели могли добраться до Англии. Первый, кто ответит правильно, станет победителем и выкопает клад или самостоятельно, или при помощи издательства.

Вильямс заделался медиа-звездой. Его затаскали по телеканалам, интервью с ним вышли во всех газетах, он совершил турне по США! Царила уверенность, что Вильямс создал целую новую отрасль в индустрии развлечений!

Но у проекта была одна проблема. Дело в том, что 15 иллюстраций представляли собой комплексную и сложную головоломку. А для того, чтобы сделать хорошую сложную головоломку, нужен соответствующий опыт. Проще говоря, Вильямс был замечательным художником, но плохим геймдизайнером. Во-первых, 90% или больше деталей на этих иллюстрациях были нарисованы для отвода глаз и специально уводили не туда, то есть читателю сперва нужно было вычленить 10% кусочков этого интеллектуального паззла, и только потом пытаться сложить их. Во-вторых, решения были настолько не очевидные, что головоломку следует признать нерешаемой. По крайней мере, никто из многомиллионной армии читателей не смог решить её правильно без дополнительных подсказок.

Удивительно, но головоломку Вильямса никто не тестировал и не проверял. Издатель слепо ему поверил и решил, что никто не должен знать правильного ответа, кроме автора - это гарантирует от того, что головоломку разгадают читерством. В качестве гаранта того, что золотой заяц действительно зарыт, был привлечён известный журналист - он присутствовал при закапывании, но не понял решения головоломки, которое Вильямс попытался ему объяснить (и это никого не насторожило!).

Самым близким оказался следующий читательский ответ. Читатель догадался, что фраза «одна из шести или восьми» указывает на первую супругу Генриха VIII и, просидев штаны в библиотеках, нашёл её мемориал в Эмптхильском парке и прислал письмо об этом Вильямсу (то есть читателю не понадобилось расшифровывать местонахождения графства, города и парка, что составляло основную часть головоломки). А Вильямс не принял ответ, потому что золотой заяц был зарыт не рядом с мемориалом, а на месте, куда падает тень от этого мемориала в полдень весеннего солнцестояния (на что есть указание в книге, а это в пяти метрах от мемориала).

Хайп продолжался. В Лондоне поставили мюзикл (!) по мотивам книги. Издатель замыслил большую серию подобных же книг. Другие издательства заимствовали идею и мутили сходные проекты. Из нахождения зайца издатель книги собирался сделать мощнейший медиа-эвент.

Наконец, спустя два года после выхода книги, заяц нашёлся. Его выкопал некий мужчина, похожий на бомжа, который отказался называть настоящее имя, беседовать с прессой и участвовать в рекламной кампании. Планы на грандиозный пиар-эвент обратились в мощнейший фейл. Через два дня о загадке зайца никто не вспоминал, через неделю закрылся мюзикл. Выяснилось, что народу не интересна та же шутка по второму разу: все попытки клонировать успех книги - все подобные книги, настольные и даже компьютерные игры - провалились. «Новая отрасль индустрии развлечений» так и не возникла, а осталась в памяти пустым хайпом.

Вы думали, на этом драма заканчивается? А вот и нет! Через шесть лет, в 1988 году местный журналист завершил долгое расследование и выяснил личность «бомжа», нашедшего зайца. Им оказался приятель любовника бывшей любовницы Вильямса (перечитайте, чтобы разобраться, кто там кого). И да, он от любовницы Вильямса получил информацию о том, где Вильямс зарыл клад - она бывала с художником в Эмптхильском парке. Ему хватило ума копать рядом с самым заметным объектом в парке - с мемориалом королевы. За неделю он сумел отыскать артефакт. Разумеется, это читерство, и разумеется, разразился скандал. Удивительно, что никто не отправился под суд - ни «бомж», ни издатель книги.

В 1979 году не было интернета. Сегодня читатели быстро бы выяснили, что Вильямс жил рядом с Эмптхильским парком, и выкопали бы золотого зайца на следующий день.

Вот статья в википедии о книге, оттуда много ссылок на более подробные материалы: «Маскарад». А вот 15 иллюстраций с подробным разбором, что художник пытался ими зашифровать.

игры, геймдизайн

Previous post Next post
Up