Jul 18, 2021 16:10
Распутин в коллективном (бес)сознательном сейчас рисуется как образ из фильма Элема Климова «Агония» (люблю и пересматриваю) или романа Валентина Пикуля «Нечистая сила» (не читал, но его неоднократно упоминали комментаторы моих записей). Толпы кандидатов в чиновники ожидают в приёмной Распутина, чтобы дать взятку и заполучить вожделенное местечко. Секретарь Распутина: «Григорий Ефимович, мы рваными берём?»; «Берём, всё берём!» - это из фильма.
На самом деле это картина только полутора лет жизни Распутина и царствования Николая II, с августа 1915-го по декабрь 1916-го. Царь общался с Распутиным 12 лет, и только в последние 16 месяцев Распутин получил могущество менять министров и генералов. Произошло это после того, как царь отстранил от управления армией дядю Николая Николаевича (по совету Распутина) и сделался главнокомандующим (тоже по совету Распутина; это есть в опубликованной переписке царицы с царём). Возглавив войска, Николай был вынужден значительное время пребывать вне Петербурга и не мог оперативно заниматься управлением страной. Министров стала принимать его жена, и именно она была более всего подвержена распутинскому давлению. Через себя она передавала это давление на царя.
И до августа 1915 года Распутин, конечно, оказывал влияние на царские решения, но они, в основном, были связаны с перестановками в церковной иерархии, с монастырскими и паломническими вопросами, то есть с религиозными, а не политическими делами. Если толпа взяточников тогда не толпилась у дверей распутинской квартиры, то на что жил Божий человек Григорий? Об этом аспекте деятельности старцев я и хочу рассказать, но сперва сделаю ремарку для православных читателей. Я буду говорить не о тех аспектах жизни, за которые некоторые фигуранты заметки были канонизированы и чтутся, а исключительно об их общественно-политической и финансовой деятельности.
Так вот, если вам кажется слегка средневековой ситуация, когда в сегодняшней России тысячи людей часами стоят на морозе за какими-то мощами или когда в карантин без разрешения властей устраивается многотысячный крестный ход, то реальность России начала XX века вас бы шокировала. В стране 75% жителей были неграмотными, но, по-видимому, глубоко верующими - следствием чего было формирование сотен общин, сектантских движений, культов локальных святых и даже культов вокруг отдельных живых «праведников», и всё это слабо вписывалось в синодальный канон Русской православной церкви. Вот в этой околорелигиозной фанатичной среде и подвизались так называемые «старцы».
Так откуда финансы? Проще всего ответить на этот вопрос, обратившись к примеру не старцев, а самого популярного в народе священника - Иоанна Кронштадтского. Это был чрезвычайно харизматичный и артистичный проповедник, который прославился авторскими, крайне эмоциональными проповедями, которые собирали всё больше и больше людей в Андреевском соборе Кронштадта. Чем больше газеты с восхищением писали об отце Иоанне, тем больше людей приходили в собор - на его службы стали съезжаться верующие со всех концов страны. Дальнейшее, если сравнивать с реалиями современного шоу-бизнеса, походило на карьеру поп-звезды (подчёркиваю, что я не стремлюсь обидеть память об Иоанне): он ездил по стране, его встречали многотысячные толпы народа, полиция не справлялась со столпотворениями и т. д.
Как была обставлена финансовая сторона деятельности, рассказал, в частности почитатель отца Иоанна Н. Ястребов. (Подробно можно прочесть в википедии, я кратко перескажу.) Помимо открытых публичных служб, Иоанн проводил частные службы. Например, раз в месяц Иоанн ездил на поезде из Питера в Москву, туда-обратно за один будничный день. Прибывал он тайно, а на основную службу в том храме, где она ему заказывалась, пускали только по билетам. Его агент составлял список адресов, которые нужно было объехать. Хозяева адресов принимали Иоанна, он совершал особый «авторский» молебен и принимал от хозяев подношение. По свидетельствам, суммы могли варьироваться очень сильно, от 5 до 500 рублей. Плюс к тому всю поездку оплачивало то лицо, которое заказывало церковную службу. Примерно так же он объезжал и питерских почитателей. Пожертвования составляли его фонд.
Что делал священник с богатыми пожертвованиями? Он их раздавал нуждающимся, причём часто делал это публично. У Иоанна в Кронштадте было что-то вроде секретариата, в который любой желающий мог отстоять длиннющую очередь и подать прошение о выделении средств. Кроме того, так же публично деньги из собранного фонда жертвовались на постройку церквей и богоугодных заведений. Эта деятельность Иоанна широко освещалась людской молвой и печатной прессой, в результате он делался ещё более знаменитым - и далее по кругу. Фонд не пустел. Спекуляцией будут любые предположения о том, сколько денег из фонда попадало в руки алчных помощников, недобросовестных просителей, любителей откатов, а сколько тратилось на быт отца Иоанна и его команды. (Отец Иоанн точно не был аскетом, в чём его постоянно упрекали.)
Такая же схема использовалась старцами. Старец - это финансовый посредник между жертвователем и просящим милостыню. Старец аккумулирует подношения, а потом их распределяет между страждущими - и это используется для повышения известности и значительности старца. Больше раздал - более почитаем, больше почитателей - больше собрал. У Распутина тоже был подобный секретариат, который раздавал деньги обращавшимся за милостыней, и это широко освещалось.
По схожей схеме работал и Митя Козельский со своим антрепренёром Елпидифором Кананыкиным (Митя из-за инвалидности очень невнятно говорил, и собеседнику требовался «перевод») - оба удостоились знакомства с царём и царицей. Весьма знаменит был Вася-Босоножка, который обошёл пешком пол-России, собирая милостыню, причём в любое время года он ходил босиком. На строительство церкви в его родном селе Надеждино Вася-Босоножка пожертвовал 10 тысяч рублей.
Старцы были популярными персонами в среде могущественных архиереев, но также и в богатых купеческих семьях, и в светских кругах. За счёт этого они становились определёнными агентами влияния и были способны обеспечивать те или иные решения: чем выше заберёшься, тем больше сможешь. Многие герои этой заметки были знакомы между собой: отец Иоанн встречался с Распутиным, Распутин вёл с Митей Козельским какие-то общие дела... И между ними образовалась серьёзная конкуренция, ибо влияние и денежные взносы конечны. Как правило, друг друга они не то, что не любили, но и прямо ненавидели. Достоверно известно, что Митя Козельский и, возможно, кто-то из его окружения избили Распутина.
Финансовую систему я обрисовал. Если же вам интересны их общественно-политические взгляды, то они почти поголовно были монархистами, крайними националистами, черносотенцами, антисемитами, да и вообще не жаловали инородцев.
история,
Николай II