Ровно 76 лет назад Советский Союз объявил войну Японской Империи. Подумал, а что бы написать к памятной дате?
Я только в этом году озаботился систематизацией того, что было снято в Советском Союзе о Советско-японской войне. Оказалось, что снято было крайне мало художественных лент. Объясняется это и тем, что война была очень короткая, в сравнении с Великой отечественной, и помнят в народе о ней не так хорошо. И тем, что технически снимать было бы не очень удобно - съёмочной бригаде потребуется ехать на Дальний Восток, и там уже никаких студий и кинофабрик нет. Ближайшие - в Свердловске и Алма-Ате.
Удивительно, но все кинофильмы получились неплохими, по крайней мере, смотрибельными.
«
Слушайте на той стороне» Ермолаева / Сумху, «Мосфильм» и «Монголкино», 1971
Единственный советский фильм о боях на Халхин-Голе, если не брать довоенные сталинские агитки про смешных японских агрессоров - в них география мифическая. Халхин-Гол - это преддверие Советско-японской войны; это выигранное Советским Союзом сражение, которой убедило японских милитаристов не нападать на СССР.
Михаил Ульянов привычно играет Георгия Жукова, у которого было тогда звание комдива (считай, генерал-лейтенанта II ранга, потому что существовало ещё и старшее звание комкора - он был бы I ранга). Также присутствует забавный маршал Чойбалсан.
У фильма нетривиальный сюжет. Историю нам показывают глазами членов агитационного отряда, которые вещают из мощных репродукторов на ту сторону фронта. Мол, граждане Маньчжурии и Японии, микадо вас обманывает, переходите на советскую сторону!
«
Приказ огонь не открывать» Иванчука / Исакова, студия им. Горького, 1981 (1-я часть дилогии)
И здесь не будет войны: события фильма завершатся ранним летом 1945-го. Пограничный батальон сидит на маньчжурско-советской границе и, с точки зрения состава, занимается бесполезным ничем, тогда как братья гибнут на фронтах Второй мировой. Перевестись на западные фронты никому не позволяют. Японцы с той стороны границы устраивают постоянные провокации, и приказ не стрелять выполняется с большим трудом.
В роли японских танков выступают советские плавающие бронетранспортёры МТ-ЛБ с фанерными башнями - оригинально.
«
Приказ перейти границу» Иванчука, студия им. Горького, 1982 (2-я часть дилогии, продолжение предыдущей ленты)
И вот наступает август 1945-го. На границу прибывают войсковые части, составленные из ветеранов Великой отечественной. Наш пограничный батальон собираются оставить в тылу будущего наступления, ведь там необстрелянные ребята - но все рвутся в бой. Характерно, что советская армия показана вооружённой по последнему слову техники, с огромным количеством студебекеров, автоматов, танков и т. п - огромное преимущество перед японцами. Так оно и было в самом деле.
Фильм запоминается финальным боем, который проходит в ламаистском дацане - ради таких эпизодов мы, мальчишки-пионеры, любили ходить в кинотеатры.
«
Через Гоби и Хинган» Ордынского / Сумху, «Мосфильм» и «Монголкино», 1981
Однозначно самый удачный фильм о Советско-японской войне - это военный триллер в духе лучших образцов, типа «Пушек острова Наварон» и «Грязной дюжины». Советская разведка в Германии узнаёт о существовании японской военно-исследовательской программы по созданию оружия массового поражения. После начала Советско-японской войны особое подразделение советских диверсантов ищет секретную лабораторию-лагерь, так называемый «Отряд 731»: там на узниках испытывают биологическое оружие.
Помню, жуткие подземелья японского концлагеря и муки узников произвели сильное впечатления на меня-школьника...
Советские войска передвигаются на БТР-40, что, мягко говоря, анахронистично.
«
Утомлённое солнце» Орлова, «Мосфильм» и Корейская студия художественных фильмов, 1988 (по-корейски называется «С весны до лета»)
Здесь нас снова ждут поиски бункера секретного концлагеря, где создаётся биологическое оружие. Но акцент делается на характерах маленького отряда из троих разведчиков (командир, радистка, корейский партизан), которые высаживаются на берегу оккупированной корейской деревни. Они должны определить и передать координаты бункера. Конечно же, всё идёт не так, как планировалось. Злобный японский начальник концлагеря начинает преследовать наших разведчиков, а те пытаются скрыться среди местного населения.
Фильм представляет собой мифологизированную биографию санинструктора Марии Цукановой, Героя Советского Союза. Она действительно высадилась вместе с десантом на корейский берег, но не была радисткой, а выносила раненых с поля боя. Её действительно замучили японцы, но история о бункере-концлагере полностью выдумана.
«
Маньчжурский вариант» Вовнянко / Цой Гук Ина, «Казахфильм» и Корейская студия художественных фильмов, 1989
Последний фильм из трилогии о разведчике Касымхане Чадьярове («Конец атамана», «Транссибирский экспресс») - самый слабый не только в трилогии, но, видимо, из всех фильмов о Советско-японской войне. Престарелый разведчик под личиной владельца маньчжурского отеля добывает сведения для СССР и ведёт двойную игру с японскими генералами. В фильме немного экшена, а военная техника почти вся неправильная: японцы летают на Ли-2, ездят на виллисах, доджах и БТР.
Красная армия разбила основные силы японцев за две недели, но отдельные части Квантунской армии сопротивлялись до 10 сентября, когда она и капитулировала. Советский Союз победил.