Когда геймплей не встроен в сценарий

Mar 02, 2022 10:00

На прохождение трилогии Mass Effect игрок может потратить десятки часов, даже больше сотни. При этом финал трилогии, концовка Mass Effect 3, считается одним из худших и слабых финалов в истории видеоигр. В чём причина такой оценки?

В Mass Effect 3 вообще очень слабый сценарий, особенно в сравнении с образцовым, почти шедевральным сценарием первой игры серии. Всю третью часть игрок занимается: а) сбором армии из представителей разных инопланетных народов для борьбы с сотнями тысяч гигантских космических роботов™ и б) сбором научно-производственной команды для постройки гигантской космической пушки™, разработанной сотни тысяч лет назад неизвестно кем, которая, если присоединить её к гигантской космической станции™, сооружённой сотни тысяч лет назад непонятно кем, может одним выстрелом убить все сотни тысяч гигантских космических роботов™ сразу во всех галактиках (у Mass Effect эпический размах™, поэтому одной галактики мало).

Игрок смеет предполагать, что в финале ему дадут присоединить пушку™ к станции™ и, может быть, даже пострелять из неё. Наивное предположение!

Финал происходит на улицах разрушенного Лондона. (Я бы уже тут поставил ремарку «не спрашивайте!», но приберегу её на потом.) Короче, гигантские космические роботы™ украли станцию™ и перегнали её на орбиту Земли (не спрашивайте!). А сами теперь атакуют Землю (не спрашивайте!). Поэтому главгерой с командой высаживается в Лондоне (не спрашивайте!), где, вместо того, чтобы пытаться проникнуть на угнанную станцию, ведёт нудную перестрелку с нудными противниками, которых он встречал до этого сотнями в предыдущих миссиях.

Попытаемся осознать, откуда вообще в сценарии мог взяться Лондон, к тому же лишённый знакомых достопримечательностей - его могли назвать хоть Москвой, хоть Стамбулом. Полагаю, это решение менеджерское: якобы игрок будет больше сопереживать, если в финале дать ему прогуляться по родной разрушенной планете. По впечатлению, получился безликий городской уровень из какой-нибудь Call of Duty: Advanced Warfare или Crysis - видели мы тысячи их. Локация проигрывает любым другим из Mass Effect 3.

Так чем занимается главный герой на лондонских улицах? Он корректирует огонь артиллерии по двум гигантским космическим роботам™ (из сотен, атакующих Землю). В самом конце лондонского эпизода игрока заставляют защищать ракетную установку на одной площади, которую последовательно заваливают толпами монстров, причём последние волны врагов состоят сперва из многочисленных и давно знакомых минибоссов №1, потом - из минибоссов №2 и т. д. Дизайнеры даже пожалели сил на оригинального босса! В итоге установка стреляет и убивает одного гигантского космического робота™, после чего у игрока отбирают управление и показывают ему 20-минутный видеоролик, в котором пару раз дают нажать кнопку «вперёд» и в одном месте - выбрать строчку в диалоге. Поздравляем, вы прошли Mass Effect 3!

Когда игроки подняли протестный бунт - «что за ...???» - разработчики объявили, что доделают финал. И реально «доделали» - добавили к видеоролику ещё минут 10 видео, так он стал получасовым.

Разработчики забыли, что игра - это не кино, а интерактивное искусство. Игрок хочет участвовать и принимать решения во всех ключевых эпизодах, а если ему вместо игры показывают мультик о том, как его герой окончательно одолел все трудности и перебил злодеев - то игрока это не устраивает. Ясно, что геймплей Mass Effect 3 заточен на перестрелки, но исследование локации и даже небольшие пазлы в игре также реализованы, и эти элементы можно было использовать в истории с пушкой™ на станции™. Получилось, что игрок закончил играть на проходной боёвке, такой же, каких в игре сотни, и в случайной локации. А обещали эпический финал эпической трилогии.

Чтобы игроки не чувствовали себя обманутыми, геймплей должен быть частью сценария.

игры, геймдизайн

Previous post Next post
Up