12 лучших советских фильмов о революциях и Гражданской войне

Nov 10, 2022 15:40

Продолжаю списки лучших советских фильмов. К недавно прошедшему празднику составил топ-12 лучших лент о русских революциях и Гражданской войне. Порядок хронологический по году выхода кинокартины. (Почему топ-12? Потому что я автоматически включил в топ все ленты, которым поставил максимальные баллы на IMDB, и их было на две больше привычных десяти.)

Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, 1925
Немая лента растащена на визуальные цитаты многочисленными эпигонами. Режиссёр создаёт мифологию революции: «не так оно всё было», как говаривал Сталин, но у Эйзенштейна выходит лучше, чем на самом деле. Одесситы, под впечатлением одной из самых знаменитых в истории кинематографа сцен, называют лестницу «Потёмкинской».

Чапаев братьев Васильевых, 1934
Любимый фильм советских мальчишек: даже с выходом «Неуловимых» его позиции не поколебались. Лента снята с такой фантазией и энергией, что хорошо смотрится и сегодня. Образ настоящего Чапаева прошёл через две призмы - взглядов Фурманова и небратьев-режиссёров - и попал в русский фольклор.

Тихий Дон Сергея Герасимова, 1958
Ультимативная экранизация главного советского эпического романа: по размаху эта кинотрилогия сопоставима разве что с бондарчуковскими «Войной и миром». Казаки пашут, любят, гибнут за царя и уничтожают друг друга в братоубийственной бойне. Забудьте про хэппи-энды, здесь Дон, а не Голливуд.

Ждите нас на рассвете Эмиля Лотяну, 1963
В своём дебютном фильме самый известный молдавский режиссёр мешает оттепельную романтику с неореализмом батрацкой нищеты. Отряд из крестьянской голытьбы отправляется добывать оружие и дерётся с оккупантами-румынами. Финальную сцену Кеосаян переосмыслил в концовке «Неуловимых».

Начальник Чукотки Виталия Мельникова, 1967
Комиссарский писарь Алёша за счёт рэкета грамотного налогообложения собирает с индивидуальных чукотских предпринимателей один миллион долларов США, совершает кругосветное плавание и возвращается на Чукотку строить социализм с планетарием. Редкий образец оттепельной революционной комедии.

Операция «Трест» Сергея Колоскова, 1967
4 серии об (анти)шпионской игре ОГПУ против белогвардейского подполья в России и его руководителей за рубежом: «Англичанка гадит». Бывший монархист Якушев, сменивший убеждения, выходит покруче Штирлица: ведь и он существовал реально, и шпионов поймали настоящих.

Служили два товарища Евгения Карелова, 1968
Фотограф-попович в сопровождении соглядатая летит на трофейном «Вуазене» снимать на трофейную кинокамеру, которую впервые взял в руки, неприступные белогвардейские укрепления Перекопа - что могло бы пойти не так? Высоцкий наслаждается наконец-то серьёзной ролью.

Белое солнце пустыни Владимира Мотыля, 1969
Как сказал бы товарищ Дынин, «этот фильм Гагарин смотрел в космосе». Лента-мем. Личико открывали. Нефть поджигали. Стреляли. Госпожа Удача, уходи с баркаса, а то павлины у него не той системы. Мораль: не стоит искать Джавдета там, где его нет.

Свой среди чужих, чужой среди своих Никиты Михалкова, 1974
Вряд ли крупный российский режиссёр предполагал после завершения дебютной полнометражной картины, на которую даже не выделили достаточно цветной плёнки (куски сняты на чёрно-белую), что лучше он в своей жизни уже ничего не снимет. Для сонма впоследствии известнейших актёров, приглашённых начинающим режиссёром по дружбе, это были первые значимые роли в кино.

Раба Любви Никиты Михалкова, 1976
Частная московская киностудия сбегает от войны в Крым, где пытается вести прежний образ жизни и делать коммерческие кинопустышки. Глаза у кинозвезды раскрываются только после встречи с белогвардейской службой безопасности: «Вы звери, господа!». Режиссёру не хватает жанровой иронии из предыдущего фильма, но всё равно хорошо.

Дни Турбиных Владимира Басова, 1976
Интеллигентные офицеры застряли в зимнем Киеве на съёмной квартире родственницы. Прислуга сбежала, ёлку наряжают сами (хм, советскими игрушками!). Булгаков последовательно ненавидит гетманщину, директорию и атамана. Пора грянуть «ура» за Совет народных комиссаров.

Агония Элема Климова, 1975-1981
Киночиновники заставили режиссёра потратить 6 лет на съёмки, монтаж, пересъёмки и перемонтаж, а в советский кинопрокат лента попала вообще в 1985 году. «Григорий Ефимович, мы рваными берём?» - в той России мзду брали и рваными. Порядок рассыпается, когда «Дорогой Друг» царицы воображает себя серым кукловодом. Царь склонился над подтопленной могилой и нервно чувствует, что самодержавию отмерены два последних месяца.

Предлагайте, что добавили бы вы. Я всё смотрел, но поставил остальным революционным лентам оценку ниже, чем этим двенадцати, однако аргументацию всегда интересно услышать.

(Все мои рекомендационные киносписки - по тегу « что посмотреть».)

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up