В сериалах жанра мистики и хоррора всё более распростаняется повествовательная выдумка, которую я называю методом «
Лоста» (по сериалу, в России известному как «Остаться в живых»). Она заключается в том, чтобы постоянно добавлять в сюжет некие «тайны», «намёки» и «подсказки», для которых, как предполагает зритель, рано или поздно найдётся объяснение. Но штука в том, что авторы сериала накидывают эти элементы, не имея намерения когда-либо их объяснять (и объяснены они не будут). Таким образом, зрителя, верящего в причинно-следственные связи внутри нарратива, грубо обманывают.
Типичный образец такого сериала из свежевыпущенного - «
1899», где в каждой из 8 серий создатели добавляют новых непонятностей и несуразностей, а в конце объявляют (сейчас последует спойлер), что всё это было коллективным сном персонажей.
Объяснение сюжетных нестыковок и нагромождения «странных» фактов сновидением считается низким, недостойным авторским приёмом, который обесценивает всё повествование (например, в экранизации «
Аэлиты»). Он оправдан только в том случае, если автор изначально намекает, что сюжет или его часть будет развиваться во сне (в чём он также может заставить нас сомневаться): этот приём задейстован в «Алисе в Стране Чудес», «Вспомнить всё» и «Однажды в Америке».
Фонтанирующие фильмами крупнейшие издатели комиксов придумали ещё один бесчестный выход из лабиринта нестыкующихся противоречий - так называемую «мультивселенную». Эта концепция позволяет вбросить в сюжет любую чушь, а потом объявить её неважной и «стёртой» из текущей реальности. Кое-кто при слове «мультивселенная» в альтернативной вселенной снимает свой браунинг с предохранителя.
Если для объяснения происходящего автор использует сон героя или теорию мультивселенных, то, скорее всего, он переборщил с методом «Лоста».