Мы почти привыкли, что нынешний автор может «на профессиональном уровне» рассуждать о темах, в которых разбирается слабо, а в отдельных сегментах не разбирается вообще. Среди тех, кто пишет о киноиндустрии (ну и об игровой индустрии тоже), таких чуть ли не большинство. Из свежепрочитанной статьи, к примеру, внезапно узнал, что видный кинокритик не понимает разницы между словами «доход» и «прибыль» - но уверенно вещает о киноиндустрии.
Я хотел сказать даже не о критиках, а о сценаристах. Вот «
Вавилон» - в жанрах IMDB проставлена плашка «история»; должно быть, это картина историческая, и авторы глубоко разобрались в той самой киноиндустрии рубежа 20-30-х годов.
Лента открывается 20-минутной сценой вакханальной голливудской вечеринки с сотнями участников в 1926 году, на которую может попасть любой целеустремлённый человек. Что было бы в реальности на утро? В течение суток-двух газеты по всей стране вышли бы с передовицами о моральном облике отдыхавших актёров. Ещё в течение суток все эти актёры были бы выставлены студиями на мороз с волчьими билетами. Для понимания ситуации нужно знать следующее.
● В 1926 году американское общество по-пуритански консервативно и не может допустить, чтобы такие вакханалии оставались безнаказанными. За 5 лет до этого это общество, в частности, успешно лоббировало Сухой закон (про который в фильме за ненадобностью забыли).
● В 1926 году «звёзды» Голливуда не имеют того статуса, что сейчас: студии справедливо полагают, что они сами создают звёзд. По контрактам работодатель был всемогущ, а актёр беспомощен. Студии легко могли выгнать проштрафившихся актёров. Общественное мнение студиям было намного ценнее.
● Актёры это учитывали, поэтому предпочитали имидж невинно-безгрешных молодых людей (до свадьбы) или хороших семьянинов (после). Напомню, что Чаплину не простили его связей с актрисами, хотя он принципиально официально женился на каждой новой пассии, разводясь с предыдущей (и теряя деньги).
Про смерть воннаби-актрисы на вечеринке тоже есть яркий пример, дело знаменитого комика Фэтти Арбакла, конкурента Чаплина. Он устроил вечеринку в гостинице, в ходе которой одна старлетка отбросила коньки от передоза алкоголя и морфия (который ей ввёл подъехавший доктор). Арбакл в суде доказал, что не имеет никакого отношения к её смерти, но он к этому моменту уже был забанен всеми голливудскими студиями просто по факту того, что смерть произошла на вечеринке, которую организовал он. На этом кончилась его карьера - одного из самых высоокооплачиваемых актёров немого кино.
Другой характерный случай - таинственное убийство режиссёра Вильяма Десмонда Тэйлора, после которого голливудские студии забанили свидетельницу по делу, одну из самых высокооплачиваемых актрис Мэйбл Норманд (фильмы, где она играла главную роль, раскрутили второстепенного актёра Чаплина). Просто потому, что она бывала в номере гостиницы, где остановился Тэйлор. Заодно забанили старлетку-любовницу Тэйлора.
Прочие хронологические претензии к «Вавилону», что женщины носят на голове какое-то г..., что технология съёмок не позволяла легко прыгать между планами, что «повесточные» женщина-режиссёр и чёрный звёздный актёр не могли существовать в 20-е - это уже смешные пустяки. Главное - не путать фарс с историей.