Feb 05, 2024 12:52
Есть немало видеоигр, сложные сюжеты которых заканчиваются формулой: «Ничего этого не происходило, всё лишь в твоей безумной голове». Игроку нужно самому разобраться, как всё было на самом деле, причём прямой разгадки с синопсисом не выдадут: решай сам! Было это в реальности, или главгерой - жертва своей фантазии? Тут главное - не раскрывать тайну прямым текстом. Так работают хорошие сценарии, например, в [сейчас пойдут спойлеры!!!] Sanitarium, Hellblade: Senua's Sacrifice, Dear Esther, Layers of Fear, The Park, The Cat Lady, Fran Bow и т. п.
А вот если прямым текстом объяснить игроку, что «ничего этого не было», то это умаляет ценность полученного игрового опыта. Совсем плохо, если ни одна из задач, которые главгерой руками игрока решал в течение почти всей игры, не имеет никакой значимости в финале.
Свежий пример плохого сценарного приёма - пойнт-н-клик Monolith от довольно известной немецкой студии Animation Arts (Secret Files: Tunguska, Lost Horizon). [Дальше опять спойлеры.] Приключение заявлено в жанре твёрдой космической фантастики, протагонистка - научная сотрудница в компании, которая занимается бурением далёких планет. Начало типичное, но обещающее тайны: корабль героини разбивается над землеподобной планетой и её выбрасывает из криосна. Имеешь скафандр - иди путешествовать. Пять часов ты пытаешься выбраться с планеты и решить загадку собственной личности, потому что по планете расхаживает ещё одна копия тебя...
Последняя глава и последний час игры объясняют, что главгероиня - лишь неудачливая писательница-фантастка из нашего времени, попавшая в автокатастрофу. Будучи в коме, она смешала собственную личность и содержание своего дебютного НФ-романа. Хэппи-энд в том, что она выходит из комы и готова принять свою прежнюю личность, мужа, сына и скучную работу литредактора. Пользователи в стиме посыпают разработчиков проклятиями за эту финальную главу, которая полностью разрушила их игровой опыт.
Зато сами собой объясняются некоторые детали «космического» сюжета (в непредвиденном для сценаристов ключе). Например, протагонистке нужно изготовить новую полуось для вездехода, для чего из какого-то суперкриптонита она отливает заготовку. После чего она засовывает отливку не во фрезерно-токарный станок, а в 3D-принтер и, что характерно, получает новенькую полуось - так литредатор представляла себе рабочий процесс на машиностроительном заводе. Нелогичные решения большинства пазлов можно также списать на фантазию молодого талантливого автора.
«Всё лишь в безумной голове» - это сложный сценарный ход. Использовать с осторожностью, чтобы не превратить его в низкий приём.
игры,
геймдизайн