Инфляция экранного времени

Oct 28, 2008 12:42

Замучили современные фильмы длиннее двух часов. Приходя в кинотеатр или засовывая диск в плеер, я готовлюсь потратить полтора-два часа времени. Но режиссер часто готов отнять много больше.

Тенденция наметилась не так давно, в последнее десятилетие. Фильмы становятся длиннее, что, наверное, имеет маркетологическое объяснение: «за те же 10 баксов мы покажем зрителю на полчаса больше». Посмотрим на клинические случаи - творчество известных режиссеров (прокатные, а не режиссерские версии):

Питер Джексон
Небесные создания, 1994 - 1 ч 39 мин
Страшилы, 1996 - 1 ч 50 мин
Братство Кольца, 2001 - 2 ч 58 мин
Две твердыни, 2002 - 2 ч 59 мин
Возвращение короля, 2003 - 3 ч 21 мин
Кинг Конг, 2005 - 3 ч 7 мин

Кристофер Нолан
Мементо, 2000 - 1 ч 53 мин
Бессонница, 2002 - 1 ч 58 мин
Бэтмен начинается, 2005 - 2 ч 20 мин
Престиж, 2006 - 2 ч 10 мин
Темный рыцарь, 2008 - 2 ч 32 мин

Дэвид Финчер
Чужой 3, 1992 - 1 ч 54 мин
Семь, 1995 - 2 ч 7 мин
Игра, 1997 - 2 ч 8 мин
Бойцовский клуб, 1999 - 2 ч 19 мин
Комната страха, 2002 - 1 ч 52 мин (о! исключение!)
Зодиак, 2007 - 2 ч 38 мин

Квентин Тарантино
Бешеные псы, 1992 - 1 ч 39 мин
Криминальное чтиво, 1994 - 2 ч 34 мин
Джеки Браун, 1997 - 2 ч 34 мин
Убить Билла, 2004 - фильм настолько длинный, что продюсерам пришлось его резать на две части; в сумме 4 ч 7 мин
Грайндхаус, 2007 - в американской прокатной версии 3 ч 11 мин, в европейской фильм снова порезали на две части

Такие вот факты. В конце восьмидесятых полуторачасовой фильм был обыденным явлением. Я помню даже прокатные версии фильмов в 1 ч 15 мин (то есть полтора часа - это был даже длинный фильм). Теперь 2 часа - это минимум.

Стало быть, минута экранного времени подвержена инфляции, как валюта. Раньше на то, чтобы расскать историю, режиссеру хватало полутора часов. Теперь эта история обходится режиссеру в 2, а то и в 3 часа. В чем причина, не только ведь в маркетинговом приеме «больше за те же деньги»? Для кинотеатров, наоборот, выгоднее ставить более короткие фильмы, потому что можно сделать больше сеансов. Значит, проблема производственная. В фильмах появляются лишние элементы, без которых раньше прекрасно обходились (например, затянутые экшен-сцены, длинные серии спецэффектов, ненужные персонажи). Оставлять финальный монтаж режиссеру - тоже опасное решение (человеку психологически тяжело выкинуть из произведения что-то, что он сделал сам, на что потратил творческое время). Продюсеры доверили ножницы Джексону, Нолану, Финчеру и Тарантино - и вот мы имеем ленты за 3 часа и фильмы, распиленные пополам, потому что целиком они в кинотеатр не влезают.

Мне как зрителю тенденция не нравится. Берегите наше личное время, господа режиссеры.

обновление:
В комментарии zaharov заметил, что ограничение на длину фильма накладывали носители. Вероятно, в этом есть резон. Например, стандартные кассеты VHS в американо-японском телеформате NTSC могли вмещать лишь до 3 часов видео (4-часовые кассеты появились много позже запуска VHS и уже не пользовались популярностью). Правда, начиная с DVD, ограничение по длине записи перестало быть принципиальным для кинофильмов. Так, 4 часа материалов в формате DVD-video на DVD влезает без особых проблем.

обновление 2:
По наводке _dofin_'a. Вы будете смеяться, но Финчер снял новый фильм, и он длиной... правильно, настолько длинный, что не помещается в кинотеатры. Вот новость об этом.

прогнозы, кино

Previous post Next post
Up