Пробежал кампанию в стратегии Humankind французской студии Amplitude, которая котируется как наиболее серьёзный конкурент шестой «Цивилизации». Humankind демонстрирует, во что команда Сида Мейера вложила
годы опыта и насколько у Firaxis глубокое понимание жанра 4X.
Первый «икс». В Humankind ты не можешь попасть на другой континент и основывать там поселения, пока не откроешь технологию с маргинальным названием «трёхмачтовое судно». А случится это лишь в последней трети игры. То есть две трети игры ты прикован к своему стартовому континенту. Такой вот eXploration.
Второй «икс». Я собрал юниты и хочу начать войну, а Humankind говорит мне: нет, ты не можешь - тебе не хватает очков народной поддержки. То есть в этой игре вести войну - это привилегия. Кстати, из-за тех же счётчиков поддержки и военных действий война может внезапно закончиться в самый неподходящий момент, и игра навяжет тебе мир или даже поражение. И, навязав тебе мир, хотя ты выигрывал войну с преимуществом, игра отдаёт тебе вовсе не то, на что ты рассчитывал при победе. Такой вот eXtermination.
Третий «икс». Чем крупнее твои города и чем их больше, тем ниже стабильность твоего государства, т. е. то, насколько население довольно твоим правлением (недовольное формирует отряды повстанцев и нападает на тебя). Строишь ферму - получаешь еду, а стабильность падает. Строишь научный комплекс - получаешь науку, а стабильность падает. Строишь город - стабильность падает, причём, когда ты превышаешь некий рубеж «разрешённого количества городов», то за каждый следующий построенный или захваченный город стабильность падает в геометрической прогрессии. Такой вот eXpansion.
Поверьте, с eXploitation там тоже проблемы.
За что мы любим жанр 4X? За полную свободу исследовать, воевать, развивать, строить. Humankind не даёт тебе исследовать территорию, мешает воевать, демотивирует строить новые города и здания. Да, разработчики хотели сделать не так, как у Сида Мейера. Не то, чтобы мне сильно нравилась Civilization 6 - на мой вкус, они измельчили геймплей до каких-то долей копейки, и мне не интересно рыться в такой детализации. Но авторы Humankind действительно всё сделали не так. Не так, как надо.