Чем на конвенте людей меньше, тем он «профессиональней». Количество участников «Роскона» снизилось аж в четыре раза (250 чел. вместо тысячи), значит, «Роскон» по составу стал вчетверо профессиональнее. :) Но и сейчас бывает, «специалисты» такое вслух ляпнут, что хоть стой, хоть падай. Зато желание воскликнуть «отберите у него микрофон!» на последнем «Росконе» у меня возникло всего пару раз.
А теперь серьезно. Самым интересным на конвенте получилось выступление Синицына (
sinantim) про неказистую судьбу литагентов в России. Из него я вынес аж три занимательных факта. Перечисляю:
1) Самотек фантастических романов в издательствах составляет сто штук в день. Это значит: талантливые авторы присылают в крупнейшие издательства с целью публикации по 100 новых фантастических романов в сутки. Факт от Андрея Синицына. Считаем дальше, уже сами. За год набегает почти 40000 романов. Поскольку на бумаге издается по 40-60 новых романов в месяц, то до печати доходит только 1,5-2% от поступивших в редакции текстов. (Из 60 опубликованных читать все равно стоит только один, в лучшем случае.)
2) Фэнтези, написанное женщиной, невозможно пристроить в издательства. Факт от Синицына. Я знаю только два исключения, когда женщины становились успешными фэнтези-писательницами (Семёнову за давностью лет тут не вспоминаю). Первая - это
volha, очень самобытная в своих текстах. Ложное впечатление, что писать «под Вольху» легко, вызвало волну плохих подражаний, которые, несмотря на качество, часто доходят до печати (что, кстати, саму Вольху не может радовать: см. ее
интервью). Вторая - это Вера Камша, пишущая «под Мартина». Видимо, писать «под Мартина» у талантливых начинающих авторов считается сложнее, подражателей Веры Камши я не встречал. Два исключения подтверждают правило: женское фэнтези не продается. Попытки АСТ продвинуть Юлю Остапенко (которая, конечно, не блистает, но уж точно не худший автор в сети) ни к чему не привели, стартовые тиражи у нее по 3000 экз. А женская НФ - это вообще нонсенс, возможный только под мужским псевдонимом.
3) Гонорар начинающего талантливого автора за первую (и несколько последующих, если будут) книгу сегодня - около 15000 рублей. Если постараться и, подобно
hroft-shade'у, выдать за год пять романов, можно заработать 75000 руб. в год, то есть 6250 руб. в месяц. Главное, чтобы всё написанное приняли в издательство.
Такие вот три интересных факта. Самый простой вывод: как мне повезло, что я не двадцатипятилетняя (+/-10 лет) писательница фэнтези.