Поглядел «Когда Гарри встретил Салли», там главгерои смотрят «Касабланку» и обсуждают ее главгероев. Не первый случай, когда в кино цитируется или показывается фрагментами эта лента, сходу вспомню «Черную кошку, белого кота». Гарри и Салли навели меня на мысль, что «Касабланка» - наверное, самый переоцененный фильм в истории кинематографа.
Я считаю, что это замечательный фильм с хорошими актерами и интригующим сюжетом. Но не могу себя убедить, что он тянет на «фильм всех времен и народов» и что его можно поставить в один ряд с «Гражданином Кейном», как это делают многие критики. «Касабланка» и «Кейн» - это разные весовые категории и несопоставимые режиссерские таланты.
В обойме «Касабланки» есть Богарт в своей типичной нуарной маске, которую он придумал до и затер до дыр после. Лучший Богарт выступал совсем в другом образе, мне больше всего нравятся «Сокровища Сьерра-Мадре» и «Африканская королева». Есть Бергман - ну да, она есть и чудесна, а больше сказать нечего. Прихожу к выводу, что самый интересный персонаж - это Луи, который пока пособничает вишистам, но уже предполагает, что пора сматывать удочки и дергать к Де Голлю. Ах да, там еще есть негр, что нетипично для Голливуда, но он «слуга», да и странно снимать фильм об Африке без единого негра.
Из истории создания «Касабланки» следует, что замысливалась картина категории «Б», а Хамфри и Ингрид оказались здесь случайно. Но мне кажется, главная неожиданность, за счет которой выстрелил фильм, это его точное политическое попадание. Год идет война - и тут бах, такая цепляющая за душу история про Сопротивление и простого американца, решающегося на бескомпромиссную борьбу с нацистами. То есть время принципа «моя хата с краю» для США закончилось, и посыл фильма точно совпал с общественным настроением: американцы должны выступить вместе с остальными честными людьми против гитлеровцев. Это и породило культ «Касабланки», а вовсе не ее достойные художественные качества.
Культ поддерживается цитируемостью. В
топ-100 известных киноцитат по версии Американского института кино «Касабланке» принадлежат 6 позиций, и это рекорд. Из всех кабаков во всех городах всего мира она зашла в мой.
UPDATE про цитирование «Касабланки» в других фильмах.
Режиссеры иногда ее цитируют для того, чтобы указать на заезженность «Касабланки», на излишнюю восторженность вокруг нее. Так я воспринимаю эпизоды из «Белой кошки, черного кота» Кустурицы. Восхищение героя «Касабланкой» - это ответ режиссера кинокритикам, которые рецензировали «Подполье» (его предыдущую ленту), не удосуживаясь даже посмотреть кино. Типа, ну что, критики, молитесь на «Касабланку»? Так вот вам типичный обитатель вашего культурного этажа, цыганский барон Грга Питич.