Встреча с Сергеем Пантелеевым, выпускником Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского и художественным руководителем квартета
Courage Quartet, как-то сразу не задалась. Еще до встречи с героем, мы несколько раз переносили беседу, потом, когда мы уже ждали Сергея в кафе, у нас не оказалось диктофона, один телефон, где есть спасительный диктофон, предательски садился, а другой записывал частями. Мы немного нервничали.
Но тут появился Сергей. Высокий брюнет, такой уверенный в себе, сдержанный, спокойный. Мы сразу успокоились, расслабились и диктофон в телефоне записал все 40 минут нашего разговора. А между нами установился какой-то необычный контакт, как будто на сакральном уровне. Это было интересно...
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/0000x8zk/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/0000y54w/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/0000zhp1/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/00011369/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/00010rf1/s640x480)
Серёж, расскажи, как так получилось, что ты выбрал не науку, как твои родители (родители Сергея - геологи - ред.), не спорт, как обычно выбирают мальчишки, ни что-то еще, а именно музыку?
Однажды я гулял на детской площадке с мамой и с другими ребятишками и другими мамами. И одна из мам оказалась преподавательницей в музыкальной школе. Она пригласила меня и сестру на прослушивание. Мы прошли его и начали заниматься. Мне тогда было 8 лет. Слишком много…
Слишком много для чего? Чтобы заниматься музыкой? Разве есть ограничения?
Есть негласное правило, что если ты хочешь заниматься музыкой профессионально, то ты должен начать очень в раннем возрасте - в 4-5 лет.
А у тебя все-таки получилось профессионально… Когда ты понял, что хочешь заниматься музыкой на высоком уровне?
Пару недель назад! (смеется). Все как-то шло в одну сторону… В музыкальной школе я попал к хорошему педагогу, которая смогла мне привить любовь к музыке. И где-то в пятом классе я понял, что хочу этим заниматься серьезно и есть возможность поступать дальше. Я поступил сначала в музыкальное училище, а потом в консерваторию (МГК им. Чайковского - ред).
Как-то все просто. Неужели не было сомнений?
Были, конечно. Думал, может поступить в какой-нибудь обычный вуз, как все сверстники. Думал над возможностью пойти по стопам родителей, стать геологом, тем более, что я учился в биологическом классе, всегда любил букашек, насекомых, разбираться в них. Но музыка пересилила.
Ты играешь на виолончели, а почему ты выбрал именно этот инструмент?
Я не выбирал. Я хотел играть на арфе, но родители объяснили, что на ней играют только девочки (говорит очень с серьезным видом). В итоге преподавательница по виолончели выбрала меня сама.
Мне всегда было интересно, а куда выпускники консерватории идут работать?
Многие после окончания уезжают за границу. Те, кто остаётся идут работать в разные оркестры, ансамбли, преподают, идут в аспирантуру.
Почему уезжают?
Престижно. Интересно. Больше платят.
![](http://pics.livejournal.com/people_on_plate/pic/0001226w/s640x480)
А у тебя есть опыт выступлений за границей?
Да. Я ездил несколько раз с учебным оркестром и со своим ансамблем, где раньше работал. Это «Академический ансамбль песни и пляски МВД России». Выступал во Франции, Польше.
Как принимают российские оркестры и ансамбли за границей? Есть какие-то различия?
Трудно сказать. В Европе мы играли в соборах или маленьких залах, где лучше акустика и ближе к зрителю, больше контакта со зрителем.
А причина этого именно в залах?
И да и нет. Например, наш Ансамбль МВД очень хорошо принимали за границей, потому что для иностранцев это своеобразная экзотика. Мы играли и исполняли советские песни и это им было интересно, как, например, нам бывает любопытно послушать традиционную музыку какой-нибудь экзотической страны.
Известно, что концерты классической музыки, оркестровое исполнение не модно. На такие концерты ходят либо люди, которые непосредственно относятся к сфере музыки, либо случайно зашедшие, которые раз в год ставят галочку «сходил на концерт классической музыки». Почему так? И прививал бы ты как-то искусственно любовь к оркестровому исполнению?
Да, это действительно так. Но я считаю, что не модно и не популярно это, потому что слишком много халтуры.
Что ты имеешь в виду?
Мне кажется, тут дело еще и в самих музыкантах. У нас очень много хороших музыкантов. Но мало, кто исполняет музыку, вкладывая в исполнение всю душу. А ведь зрители это очень чувствуют - чувствуют когда устанавливается определенный контакт на сакральном уровне. У музыкантов часто программы недорепетированы, обязательно какие-нибудь проблемы в самом оркестре, да и, исполняя музыку, он думают о каких-нибудь посторонних вещах, например, «как отремонтировать машину», «что приготовить на ужин», «куда поехать в отпуск»… В общем о многом, но только не о музыке. А зритель на подсознательном уровне это чувствует и не получает нужных эмоций. Поэтому и не модно.
И это частое явление?
Да, очень частое. Мне даже сложно сейчас вспомнить какое-нибудь исполнение, которое действительно брало бы за душу. Недавно в интернете посмотрел ролик с уличными музыкантами. Вот они действительно здорово играют. А так я сейчас очень-очень редко получаю удовольствие от концертов, да и как исполнитель.
Почему так?
Трудно сказать. Наверно, нас съедает система. Ты попадаешь в конвейер. После консерватории идешь работать в оркестр, обычно садишься на дальний пульт (последние линии от дирижера - ред.), как самый неопытный. Там зарплаты небольшие. Прожить с семьей нереально. То есть получается 15 лет ты учишься, а потом еще 30 лет двигаешься к первому пульту, где сможешь быть более авторитетным и больше получать.
Как же можно справиться с этой системой?
Например, создать собственный проект.
Как ты и сделал. Расскажи о своем проекте?
Идея была моя (смеется). Начиналось все банально. Однажды мне позвонил мой друг и предложил за деньги сыграть на корпоративе одного банка. Я собрал квартет. Сыграли… Так и начали. Потом сменился состав. Кому-то стало неинтересно, кто-то уехал. Но сейчас состав, вроде бы, окончательный. Со всеми этими людьми я давно знаком, вместе учились, работали.
Много сейчас подобных проектов?
Много. У нас в стране вообще много оркестров, музыкальных проектов. Поэтому приходится выделятся. Наш проект необычный. Мы ищем новые сценические формы. Мы хотим совместить музыку и с театральным действием. То есть не просто исполнять, а подкреплять исполнение каким-то внешними театральными формами. Я не встречал таких проектов в России. Видел несколько зарубежных примеров. Но все еще в поиске. И мы тоже.
И как продвигается развитие проекта? Какие планы?
Продвигается не очень легко. Основная трудность с репетициями. Все люди занятые, у каждого своя жизнь. Сейчас мы подбираем репертуар на полноценный концерт и надеемся скоро выступить.
А материальный вопрос?
Все решаем параллельно. Мы зарабатываем на заказных выступлениях, играя обычный репертуар. Но работаем над собственной программой и надеемся, что скоро у нас будет возможность представить свое творчество всем желающим, заинтересовать их. И тогда начнем выступать для души и зарабатывать этим.
Как вы решаете проблему этого сакрального уровня, о котором ты говорил раньше?
Нужно быть совестным и любить то, что ты делаешь. Исполнять музыку и думать о том, что ты каждую секунду рождаешь что-то новое.
Серёж, ты бы хотел стать знаменитым?
Да, конечно и стать министром культуры (смеется).
А чтобы ты сделал на этом посту?
Не знаю, пока не решил.
Подготовила Екатерина Макаева