Чак Паланик "Снафф")
Итак, книга «про это». Да не просто «про это», а
про порноиндустрию. Выбрав такую тему, Ч. Паланик легко и быстро добился именно того, чего хотел - хора возмущенных голосов, обвиняющих его в пропаганде безнравственности и насилия, а также прочих мерзостях.
Так ведь именно это и было целью писателя. Общеизвестно, что дурная слава - лучшая реклама. Не будем играть по чужим правилам - хотя бы потому, что это скучно. Не стоит здесь также обсуждать вопрос о том, что такое порнография и является ли она безусловным злом. Порнография появилась в незапамятные времена, цветет сейчас пышным цветом в большинстве стран мира и в обозримом будущем распространится, вероятно, ещё больше. Она даже индустрией начала становиться довольно давно. Ч. Паланик просто показывает, «как это делается». Он не восхваляет и не обличает.
На протяжении 250 страниц он повествует, как древнейшее, и, в общем-то, естественнейшее из человеческих занятий - секс - превратили в шоу, в котором не осталось ничего неподдельного, ничего нефальшивого. Порноактеры - люди с изуродованной психикой, для которых заниматься сексом без удовольствия, за плату, по сценарию, перед камерой - это нормально. Это их работа. Почему они это делают? Почему стали тем, кем стали? Что они чувствуют? Что в них осталось человеческого? Каковы их стремления? Какую цену платят они за то, что делают? Вот вопросы, на которые пытается ответить Ч. Паланик в своей книге. Замечу, кстати, что назвать ее романом странно - и по объему, и по композиции, и по другим признакам это типичная повесть.
Любопытно использование двух сюжетов - внешнего и внутреннего. Внешний, явный сюжет - это секс-марафон, которым завершает свою карьеру явно стареющая порнодива Касси Райт. Внутренний сюжет - скажем так, родственная разборка (вполне в духе бразильских мыльных опер) внутри группы странных людей - скажем так, членов семьи Райт.
Композиция повести рыхлая и примитивная.
Вот порноактеры - (600 почти голых мужиков) ждут своей очереди. Переругиваются, едят, ходят в туалет, бреют подмышки, натираются кремами. Атмосфера вокзала и мужской раздевалки в бане. Это одна короткая глава.
Касси Райт рассказывает своей секретарше (только ли секретарше?) Шейле о тяжелой жизни и жестокой смерти голливудских звезд - Мэрилин Монро, Мэри Пикфорд, Рока Хадсона… Это вторая короткая главка.
Кто-нибудь из главных персонажей мужского пола рассказывает или вспоминает о своем детстве и юности - это, как правило, психотравмирующий опыт… И это третья короткая главка; а потом - всё заново.
Так в темпе вальса в голову читателя вбивается несколько простых мыслей: о том, что порнография - едва ли не самая грязная и скучная из всех иллюзий. О том, что у любой грезы есть изнанка (потертая, засаленная и заштопанная). О том, что все порноактеры - закомплексованные неудачники, да что там - просто унылые онанисты.
Главных героев всего пятеро: это сама Касси Райт; её помощница Шейла, ещё один стареющий порноактер - Бранч Бакарди; бывший артист, снимавшийся в сериалах - Дэн Баньян; и молодой человек, так и остающийся безымянным - «№ 72». И Бакарди, и Баньян, и № 72 пришли на съемки не затем, чтобы заняться сексом с Касси Райт. То есть, это не главная их цель. У каждого из этих троих - очень личные мотивы для того, что они делают, и … Это интересно.
Финал откровенно китчевый, окончательно превращающий книгу в пародию на всё, что написал Ч. Паланик раньше. Остается сожалеть, что переводчица (очевидно, доведенная до тошноты тематикой и стилем книги, а также используемой автором лексикой) не перевела название. Вполне можно было бы перевести как-нибудь вроде «Смерть напоказ». Так сказать, секс и смерть в одном флаконе…
Ещё раз: всё это вполне объяснимо. Переводчице пришлось сотни раз набрать на клавиатуре «дрочила», «мудак», «задрот» и т.п. Или, например, вот такой пассаж: «…единственный способ вытерпеть съемки в гейском гэнг-бэнге, когда толпа мужиков поочередно протягивает тебе в зад, - это расслабиться». Бр-р… Ф-фу…
Стоит ли читать эту книгу? В принципе, познавательно. Временами жутко. И все же слабовато для такого автора, как Чак Паланик. Да, вот ещё что: можно поспорить, что в США «Снафф» не экранизируют. Не рискнут. Такое искусство американскому народу не нужно. А Вам? Вам и решать.